Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
Сущность дефицита государственного бюджета.
Причины и показатели бюджетного дефицита.
Виды бюджетного дефицита.
Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
Концептуальные подходы к бюджету.
Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.
2.1 Инфляция как результат бюджетного дефицита.
Государственный долг.
Причины образования государственного долга.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.
Выводы (резюме).
Перечень ссылок.

Работа состоит из  1 файл

На сдачу.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

      Введение

    1. Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
    1. Сущность дефицита государственного бюджета.
    1. Причины и показатели бюджетного дефицита.
    2. Виды бюджетного дефицита.
    3. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
    4. Концептуальные подходы к бюджету.
    1. Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.

    2.1 Инфляция  как результат бюджетного дефицита.

    1. Государственный долг.
    1. Причины образования государственного долга.
    1. Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.

      Выводы (резюме).

      Перечень  ссылок.

     Введение

 

     Актуальность  проблемы. Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

     Анализ  последних исследований и публикаций. Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска определялись такие закономерности: рост поступлений денежных средств в бюджет влечет за собой увеличение бюджетных расходов, благодаря чему потребности получателей бюджетных средств в полной мере обеспечивают потребление.

     И.Чугунов  определяет экономическую сущность бюджетной системы в качестве инструмента регулирования экономического развития и достаточно справедливо утверждает, что основной целью бюджетного регулирования является проведение сбалансированной финансово – бюджетной политики (в сфере доходов и расходов бюджета, дефицита бюджета, государственного долга), направленной на повышение социально – экономического развития страны.

     Как известно, невозможно одновременно уменьшать  инфляцию и увеличивать темпы  роста реального ВВП. Использование  монетарных методов подавления инфляции приведет к стагнации и создаст  условия для стагфляции. Этот тезис  подтверждается конкретными расчетами. Безысходность применяемых подходов в борьбе с инфляцией проявляется в том, что они замораживают среднесрочный экономический рост, не уменьшая при этом инфляцию на конкретном этапе, а также препятствуют инвестициям и кредитной активности. Использование эмиссии под дефицит бюджета только на выплату заработной платы недопустимо, и, кроме того, эмиссии под инвестиции всегда используется экономически развитыми странами для «оживления» экономики (точка зрения С.Яременко).

     Проблема  государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р.Барро, А.Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга   посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.

     Целью работы  является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.

     Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Украине в 2000-2005 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.

     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и  другими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
 
    1. Сущность  дефицита государственного бюджета
 

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет , который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет. Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). При этом заметим, что в основном  такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами.  <10>

Бюджетный дефицит представляет собой разницу  между государственными расходами  и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

      1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
      2. Важная статья государственных расходов – обслуживание задолжности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный , а не номинальный процент, равный где D – величина государственного долга; – реальная ставка процента; – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину , так как, по уравнению Фишера, (1).  При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так кА в периоды роста инфляции  (2). Завышение бюджетного дефицита связано завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентах выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима правка на инфляцию:

        Реальный Номинальный   величина темп

        Дефицит       =         дефицит          -         государственного     ×     инфляции.(3)  

      госбюджета   госбюджета       долга на начало года

      1. При оценках дефицита государственного бюджета на макро    уровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджете происходит завышение.
      2. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельности Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. 
 

      К числу квазифискальных операций относятся:

      а) финансирование государственными предприятиями избыточной             занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолжности;

      б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях  экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйством, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;

      в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.

Поэтому целесообразно использовать относительные  показатели задолженности. 

       1)                    Долг Показатели запаса, характеризующие 

             ВВП                             бремя долга в более долгом периоде, то

      2)                    Долг                           есть степень зависимости национальной

                                                               экономики от прошлого притока

       Экспорт  товаров  и услуг            иностранного капитала.                                                                               

  

       3) Сумма обслуживания долга                Показатели потока.

      ВВП                                                                     

     4) Сумма обслуживания долга 

  Экспорт товаров и услуг      

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная  динамика показателей

                           ВВП                                          и                                Долг

  Численность населения страны Численность населения страны

<1> 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Причины и показатели бюджетного  дефицита
 

Рост  бюджетных дефицитов явление  распространенное и даже закономерное. Причин тому множество  (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата ). Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым « негативным экономическим категориям » типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Информация о работе Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны