Доходы
госбюджета в основном были сформированы
за счет поступлений в Пенсионный
фонд (35,6 %), налога на добавленную стоимость
(14,2 %), налога на прибыль предприятий
(8,2 %). В расходах госбюджета наибольшее
место заняли расходы Пенсионного фонда
(30,2 %), расходы на народное хозяйство (11,2
%) и финансирование социально-культурных
мероприятий (10,33 %).
Принципы
построения местных бюджетов аналогичны
государственному. Различия состоят
главным образом в том, что доходную
базу местных бюджетов составляют другие
налоги, а в расходах доминирующую роль
играют социальные – содержание систем
здравоохранения, образования, культуры,
социального обеспечения. <6>
Следует
признать, что в области развития
государственного кредита вообще и местных
займов в частности Украина не просто
отстала от развитых стран, а находится
практически на нулевой отметке. Система
мобилизации финансовых ресурсов в нашей
переходной экономике сильно деформирована.
Из трех возможных методов – у нас получили
развитие лишь первые два. Причем если
на общегосударственном уровне первые
попытки развития государственного кредита
предпринимались еще в первые годы независимости
обе такие попытки потерпели сокрушительный
провал), то на местном уровне реальные
шаги практически почти отсутствуют. Такое
положение явно ненормально.
Чрезмерно
используется и эмиссионный механизм,
хотя и он имеет свои пределы использования
(вспомним хотя бы гиперинфляцию 1993 –
1994 гг.). А сейчас эмиссионный механизм
в столь широких пределах использовать
нежелательно еще и потому, что, обанкротившись
во внутренней экономической политике,
наше государство для заглатывания экономических
дыр обратилось за кредитами в Международный
валютный Фонд. А он, как, известно, одним
из условий преодоления кредитов выдвигает
ограничение эмиссионной деятельности.
Следовательно,
по всем позициям выходит, что у нас
один выход – наиболее быстрое
развитие государственного кредита, особенно
на местном уровне. <4>
Выводы
(резюме)
- Бюджетный
дефицит представляет собой разницу между
государственными расходами и доходами.
- Государственный
долг образует сумма накопленных за несколько
лет бюджетных дефицитов.
- Основными
причинами бюджетного дефицита являются
циклические спады экономики, сокращение
налогов в целях стимулирования экономики,
а также увеличение государственных расходов
в военное время или в периоды других социальных
конфликтов,
- Фактический
дефицит государственного бюджета – это
разница между государственными поступлениями
и отчислениями. Структурный дефицит определяют
как разницу между поступлениями по полной
занятости, по действительным налоговым
ставкам и фактическими отчислениями.
Циклический дефицит
– это разница, между фактическим и
структурным дефицитами.
- При бюджетном
дефиците необходимо совершать более
широкое использование финансовых
льгот и санкций. Также нужно уделять больше
внимания безработице. И очень эффективным
было б принятие закона « Про эмиссию денежных
средств».
- Основные
концептуальные подходы к бюджету: 1)бюджет
должен быть ежегодно сбалансирован; 2)бюджет
должен быть сбалансирован только в ходе
экономического цикла; 3)обеспечение сбалансированности
экономики, а не бюджета.
- В современных
условиях госбюджет играет роль одного
из регуляторов экономического развития,
полностью сохраняется и его традиционная
роль инструмента обеспечения выполнения
государством чисто политических и иных
неэкономических функций. С помощью налоговой
системы государство концентрирует в
своих руках необходимые финансовые ресурсы
и использует их для содержания госаппарата,
армии, непроизводственной сферы и т.п.
- Государственный
долг – это общая сумма накопленной задолженности
правительства владельцам государственных
ценных бумаг, которая равна сумме дефицитов
с учетом излишек бюджета. Для оценки величины
долга наиболее часто используют относительные
показатели задолженности – государственный
долг, измеренный как процент ВВП, или
как отношение суммы обслуживания долга
к ВВП.
- Проблемы,
связанные с государственным долгом, заключаются
в следующем: а) выплаты процентов по государственному
долгу увеличивают неравенство в доходах;
б) выплаты процентов по долгу требуют
повышения налогов, которые могут подорвать
действие экономических стимулов; в) выплаты
процентов или основной суммы долга иностранцам
вызывают перевод определенной части
реального продукта за рубеж; г) заимствования
правительством на рынке капиталов, для
того чтобы рефинансировать долг или заплатить
проценты, могут увеличить ставки процента
и вытеснить частное инвестиционное финансирование.
- Внешний долг
страны возникает вследствие займов средств
за границей или продажей финансовых активов
за границу. Для оценки уровня внешней
задолженности страны используют такие
показатели: внешний долг как процент
экспорта и процент ВВП; реальный внешний
долг на душу населения; коэффициент обслуживания
долга – долга к величине экспорта товаров
и услуг. Кризис внешней задолженности
означает, что страна-должник не может
на полную мощность обслуживать свои внешние
долги, и осуществлять очередные выплаты
по долгу.Основными направлениями по поводу
уменьшения бремя внешней задолженности
является смена графика выплаты долга,
реструктуризация долга и уменьшение
выплаты долга.
- Внутренний
государственный долг – это долг государства
своему населению. Если поставить вопрос:
возможно ли полностью погасить внутренний
долг, то ответ будет таков – невозможно.
Т.к. можно говорить лишь об эффективном
управлении внутренним долгом.
- Государственный
бюджет Украины содержит 6 основных направлений
отчислений: 1) национальная оборона; 2)
удержание государственного аппарата;
3) финансирование бюджетного сектора
экономики; 4) социальные отношения; 5) финансирование
развития экономики; 6) проценты за государственный
долг. Правительство использует 3 способа
для сбалансирования государственного
долга – повышение налогов, сеньораж и
государственные займы. <11>
- Основы выбора
направлений преодоления организационно-правовых
проблем, связанных с правовым режимом
управления государственным долгом, закреплено
в п.1 ч.2 ст.92 Конституции Украины. Хотя
на данный момент не принято специального
единого и системного закона про общий
государственный долг.
Перечень
ссылок:
- Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник
под общей редакцией.
- Ивашковский
С.Н. Макроэкономика: учебник – 2-1 изд.
М., 2002.
- Дорнбуш Р.,
Фишер С. Макроэкономика, М: изд-во НГУ:
ИНФРА. М., 1997.
- Журнал: Экономика
Украины «Инфляция. Причины и последствия»,
4 (405) апрель 1996 г., Киев.
- Маккоинел
К., Брю С., Экономикс. Т 1 .
- Журнал: Фінанси
України «Єкономіка в умовах бюджетного
дефіцита». 1998.
- Журнал: Экономика
Украины «экономика переходного периода»,
7 (620), июль 2002 г., Киев.
- Журнал: Організаційно-правові
проблеми управління державним боргом
України.2005. Кузьменко О.
- Журнал: Зниження
бюджетного дефіциту в умовах ринку.2005.
Кодацький В.П.
- Экономическая
теория. Камаева 2003.
- Степан Панчишин
Макроэкономика, К. 2000
- Журнал:
Регіональні перспективи «Державний борг».
2003