Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа
Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.
Введение
Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
Сущность дефицита государственного бюджета.
Причины и показатели бюджетного дефицита.
Виды бюджетного дефицита.
Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
Концептуальные подходы к бюджету.
Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.
2.1 Инфляция как результат бюджетного дефицита.
Государственный долг.
Причины образования государственного долга.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.
Выводы (резюме).
Перечень ссылок.
или в темпах прироста
Таким образом, динамика доли труда в национальном доходе зависит от соотношения темпов прироста ставки реальной зарплаты и средней производительности труда.
При ценообразовании по методу «затраты плюс»
или
Отсюда
(10)
Заменив в равенстве (9) на его значение в равенстве (10) получим
Из уравнения (11) следует, что при ценообразовании по методу «затраты плюс» доля труда в национальном доходе может измениться только вследствие изменения ценовой накидки . Повышение может послужить причиной инфляции вследствие роста издержек производства. Одновременно рост перераспределяет доход в пользу капитала, но причиной этого перераспределения является не инфляция.
Инфляция приводит к перераспределению дохода между трудом и капиталом в условиях, когда цены на блага определяются на рынке совершенной конкуренции, а цена труда из-за адаптивных ожиданий с опозданием реагирует на изменение уровня цен.
Примем для упрощения, что средняя производительность труда остается неизменной. Тогда уравнение (9) примет вид
При заключении трудового договора денежная ставка зарплаты корректируется соответственно ожидаемому темпу инфляции:
. (13)
При статических ожиданиях , и тогда
(14)
Таким образом, в рассматриваемых условиях ценообразования на рынках благ и труда при ускорении инфляции доля труда в национальном доходе снижается, а при дезинфляции – повышается. В состоянии динамического равновесия, когда темп инфляции фиксирован, пропорция распределения дохода между трудом и капиталом в рассматриваемом случае остается неизменной.
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Частный
долг – общий размер задолженности
негосударственного сектора владельцам
частных ценных бумаг. <1>
Одним
из способов определения уровня государственного
долга страны являются его сравнение
с домом, накопленным другими государствами.
Поэтому последним, государственный долг
как процент ВВП в Бельгии равен 125%, в Греции
– 103%, в США – 65%, в Украине -39%, а в Норвегии
– 34%. Как видим, по международным меркам
правительство Украины не является пустотратным.
<11>
3.1 Причины образования
долга
Основные
причины образования
а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долгое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б)
циклические спады и «
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет (Т) и показатель налогового бремени в экономике (где Y – совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
г)
усиление влияния политического
бизнес - цикла в последние годы,
связанное с проведением «
д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
- увеличения
государственных расходов на
социальное обеспечение и
- увеличения
государственных расходов на образование
и создание новых рабочих мест 9перимущественно
в тех странах, где возрастает доля молодого
населения). <1>
3.2
Дефицит государственного
бюджета и государственный
долг в Украине.
К сожалению, в Украине, действительные проблемы есть, и немалые. Они состоят в следующем.
Во-первых, Непрерывное увеличение государством заимствований на рынке ссудного капитала подрывает частные инвестиции через эффект вытеснения. Заимствуя на денежном рынке, государство толкает вверх равновесное значение ставки процента и тем самым сдерживает частные инвестиции. Последствия текущего сокращения частных инвестиций могут сказаться в будущем, но только в том случае, если средства, привлеченные государством на денежном рынке, будут использованы непроизводительно, т.е. израсходуются на текущие государственные нужды (например, на выплату заработной платы государственным служащим, зарубежные поездки представителей власти, ремонт руководящих служебных апартаментов и пр.). Если же государство осуществляет инвестиционную деятельность, то оно тем самым компенсирует падение частных инвестиций, и будущие поколения унаследуют производственный аппарат в прежних, если не в увеличившихся, масштабах.
Во-вторых, разбухание госдолга одновременно означает и рост затрат по его обслуживанию. Выплаты одних только процентов по нему имеют большее негативное воздействие, чем основная сумма, ибо основная сумма – это нечто неосязаемое, а проценты – это реальные выплаты из бюджета, причем постоянно растущие. Это с одной стороны, уменьшает возможности финансирования социальных расходов, а с другой стороны, требует усиления налогового бремени, подрывая тем самым текущее потребление и инвестиционный процесс. Поскольку дополнительные налоговые поступления в этом случае будут использованы непроизводительно, то мы имеем двойной негативный эффект – как сокращение текущего частного потребления, так и сокращение текущих частных инвестиций, т.е. страдать будут как текущие, так и будущие поколения. Если бы собранные дополнительные налоговые поступления использовались на расширение государственных инвестиций, то это компенсировало бы падение частных инвестиций и не создавало бы проблем для будущих поколений.
В-третьих, увеличивается внешний долг. В отличие от внутреннего долга, внешний требуется регулярно погашать, что в конечном счете задерживает экономический рост в стране-должнике. Эта проблема чрезвычайно актуально для Украины в настоящее время. Дело в том, что условия выпуска облигаций государственного внутреннего займа (ОВГЗ) делают их весьма привлекательными для нерезидентов, ибо обеспечивают получение дохода по ним в размере 25 – 30 % годовых. По сравнению с мировым уровнем 8 – 10 % это чрезвычайно привлекательные условия инвестиции. <11>
Несмотря на то, что в современных условиях госбюджет играет роль одного из регуляторов экономического развития, полностью сохраняется и его традиционная роль инструмента обеспечения выполнения государством чисто политических и иных неэкономических функций. С помощью налоговой системы государство концентрирует в своих руках необходимые финансовые ресурсы и использует их для содержания госаппарата, армии, непроизводственной сферы и т.п. <11>
О масштабах
перераспределительных
Табл. 1. Структура консолидированного бюджета
Украины в 1996 г. (млрд. грн)
Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
1.
Поступления в Пенсионный фонд. 2. Налог на добавленную стоимость. 3. Налог
на прибыль предприятий. 4. Активный сбор. 5. Подоходный налог с граждан. 6. Фонд Чернобыля. 7. Обслуживание
государственного внешнего 8. Прочие доходы. |
7,0 6,3 5,5 0,7 2,6 1,5 2,1 6,3 |
1. Финансирование
нар. хозяйства.
2. Соц.–культурные мероприятий. 3. Управление. 4. Оборона. 5. Пенсионный фонд. 6. Фонд Чернобыля. 7. Доходы от приватизации госимущества. 8. Прочие доходы. |
3,5 11,8 2,3 1,2 7,0 1,5 0,2 4,4 |
ИТОГО ДОХОДЫ | 30,1 | ИТОГО РАХОДЫ | 33,8 |
Как видно из приведенной таблицы, основным источником доходов консолидированного бюджета является поступления в Пенсионный фонд и налог на добавленную стоимость. В составе консолидированного бюджета выделяется государственный бюджет и местные бюджеты. В 1996 г. государственный бюджет Украины по доходам составил 19,6 млрд. грн., по расходам – 23,2 млрд. грн. с дефицитом 3,6 млрд. грн. (4,5 % ВВП). На покрытие дефицита бюджета было привлечено 1,3 млрд. грн. кредитов Нацбанка Украины, 1,6 млрд. грн. внутренних госзаймов и 1,2 млрд. грн. внешних источников финансирования.
Информация о работе Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны