Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
Сущность дефицита государственного бюджета.
Причины и показатели бюджетного дефицита.
Виды бюджетного дефицита.
Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
Концептуальные подходы к бюджету.
Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.
2.1 Инфляция как результат бюджетного дефицита.
Государственный долг.
Причины образования государственного долга.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.
Выводы (резюме).
Перечень ссылок.

Работа состоит из  1 файл

На сдачу.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Одним из условий ухудшения положения  национальной экономики является динамика тяжести долга – отношение государственного дога к валовому внутреннему продукту. Эта динамика зависит, во-первых, от уровня реальной процентной ставки, которая определяет сумму процента, который выплачивается за долг, и, во-вторых, от величины первичного дефицита бюджета – это разница между величиной дефицита и выплатой процентов за долг.  <11>

В современных  условиях госбюджет играет роль одного из регуляторов экономического развития, полностью сохраняется и его  традиционная роль инструмента обеспечения выполнения государством чисто политических и иных неэкономических функций. С помощью налоговой системы государство концентрирует в своих руках необходимые финансовые ресурсы и использует их для содержания госаппарата, армии, непроизводственной сферы и т.п.  
 

    2.1 Инфляция как результат  бюджетного дефицита 

Инфляция  является результатом бюджетного дефицита. Необходимым условием ее возникновения  является более быстрый рост номинального количества денег или скорости их обращения по сравнению с ростом реального национального дохода. К такому же выводу можно прийти на основе тождественного уравнения анализа ex post: , констатирующего, что количество денег, израсходованных на покупку произведенной продукции, равно количеству находящихся в обращении денег, умноженному не скорость их обращения.

Записанное  в темпах прироста это тождество  имеет вид

              (4)              или              (5)

где   соответственно темпы прироста уровня цен, номинального количества денег, скорости их обращения и реального дохода.

Для возникновения  инфляции ( >0) необходимо, чтобы выполнялось хотя бы одно из следующих трех условий:

      1)   при    

      2)      при    

      3)  

Являются  ли эти условия одновременно и  причиной инфляции? Что в трех представленных неравенствах делает левую часть  больше правой?

В зависимости  от ответа на эти вопросы различают  монетарные и немонетарные концепции  инфляции.

Авторы  и сторонники монетарных концепций из основных причин инфляции считают рост номинального количества денег, превышающий рост производства благ при неизменной скорости обращения денег. Виновником инфляции в этом случае является либо банковская система, слабо контролирующая размер денежной базы и процесс создания чековых денег; либо население, увеличивающее использование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.

Инфляция  может возникнуть и при неизменном номинальном количестве денег, если скорость их обращения растет быстрее, чем объем производства. Это может иметь место при уменьшении спроса на реальные кассовые остатки вследствие усовершенствования техники расчетов или из-за замены денег ценными бумагами в функции средства сохранения ценности.

Когда инфляция является галопирующей, она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высоких альтернативных затрат держания реальной кассы. Тогда обе названные причины инфляции начинают взаимодействовать друг с другом, ускоряя процесс.

В немонетарных концепциях неравенство выступает лишь необходимым условием, но не причиной инфляции.

Причиной  инфляции может быть рост затрат производства вследствие превышения роста зарплаты над ростом производительности труда  или превышения роста налогов  над ростом реального дохода. Иначе говоря, инфляция может возникнуть в результате борьбы за перераспределение национального дохода.

Причиной  инфляции может стать не связанное  с ростом денежной массы увеличение совокупного спроса. Если при полной занятости у предпринимателей растет спрос на инвестиции вследствие оптимистических оценок будущей конъюнктуры, то уровень цен начнет повышаться до тех пор, пока не восстановится равновесие между совокупным спросом и предложением.

К немонетарным факторам роста уровня цен относятся также структурные сдвиги спроса. В условиях быстро обновляющегося ассортимента производимых благ спрос постоянно переключается с традиционных товаров на новые престижные товары, повышая их цены. Если бы при этом снижались цены на традиционные товары, то общий уровень цен остался бы неизмененным. Но в современной экономике за сокращением спроса часто следует не снижение цен, а сокращение предложения. Поэтому структурные сдвиги спроса могут приводить к повышению уровня цен.

Источником  инфляционного шока может быть рыночная власть монополий, олигополий и государства, реализующаяся в административном повышении цен.

Монетарные  и немонетарные причины инфляции не являются взаимоисключающими и могут  действовать одновременно. Поэтому, несмотря на то, что инфляция возможна только в хозяйстве, использующем деньги, она может быть, но может и не быть чисто монетарным феноменом.  <4>

      Социально-экономические  последствия инфляции. 

В условиях инфляции экономические субъекты при  принятии хозяйственных решений  наряду с другими факторами учитывают и ожидаемый темп инфляции. Если бы темпы инфляции можно было точно предвидеть, то все участники национального хозяйства вырабатывали бы такую стратегию своего поведения, при которой инфляция не оказывала бы влияния на реальные экономические параметры. Профсоюзы предусмотрели бы необходимое индексирование ставки денежной зарплаты, кредиторы увеличили бы реальную ставку процента на темп инфляции, государство своевременно корректировало бы шкалу налоговых ставок.

Непредвиденная инфляция препятствует реализации планов экономических субъектов и нарушает факторное распределение доходов, обеспечивающее оптимальное по Парето использование производственных ресурсов общества. Но и при предвиденной инфляции индивиды не могут полностью защищать свое благосостояние от отрицательных последствий обесценивания денег. 

      Перераспределение дохода между частным  сектором и государством. 

Во время  инфляции экономическим субъектам  для поддержания размера реальных кассовых остатков на неизменном уровне приходится увеличивать свой номинальный денежный фонд пропорционально темпу инфляции. Так, если при постоянном уровне цен оптимальному размеру реальной кассы соответствует ден. ед., то в условиях инфляции с годовым темпом через год индивид должен держать в кассе ден. ед. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократится на ден. ед. Для индивида это равносильно уплате еще одного, инфляционного, налога.

Определим величину инфляционного налога в  единицах реальных кассовых остатков базового года:

      

  (6)

Таким образом, величину уплачиваемого инфляционного налога легко вычислить, используя в качестве базы налогообложения размер реальных кассовых остатков на начало периода, а в качестве ставки налога – темп инфляции за период.

Получателем инфляционного налога является эмитент дополнительных денег, т.е. государство. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и издержками их изготовления. Этот доход называется сеньоражем.

Однако  по мере повышения темпа инфляции спрос на реальные кассовые остатки сокращается из-за повышения альтернативных издержек их держания. Как и при любом ином налоге, рост налоговой ставки (в данном случае темпа инфляции) сверх определенного предела ведет к сокращению базы налогообложения (в данном случае реальной кассы) и снижению налоговых поступлений, как это описывается известной кривой Лаффера.   
 

  P ставка налога

 

  P2  
 
 

  P1  
 
 
 

                                                                                             Q

                                   Q2                 Qмax 

                  Рис. 2  <4, с. 97> 

Кривая  Лаффера

При налоговой  ставке Р1 (оптимальная става) обеспечивается мах поступлений в бюджет, дальнейшее повышение снижет стимулы к труду  и предпринимательству. А при 100%-ном налогообложении доход гос-ва равен 0, т.к. никто не станет работать бесплатно.

Антиинфляционные  меры (классическая теория):

  • ограничение денежной массы или изъятые части денег из обращения.
  • Увеличение учетной ставки банка, что ведет к увеличению %-ной ставки КБ, сокращается объем кредитования, приостанавливается деловая активность и при невозрастающем спросе снижаются цены.
  • Увеличение норм резервирования, когда косвенным путем часть денежных средств оседает на счетах банков.
  • Замораживание вкладов.

     По  Кейнсианской  теории:

  • Замораживание или частичная индексация зарплаты.
 

Снижение  доходов от сеньоража из-за сокращения реальных кассовых остатков происходит также по мере развития банковской системы и совершенствования  техники расчетных операций.

Инфляционный  налог не следует смешивать с  другим дополнительным доходом государства, образующимся в периоды инфляции при прогрессивной шкале подоходного  налогообложения. Поскольку ставка налога устанавливается по отношению  к номинальному доходу, а во время инфляции при неизменном или даже снижающемся реальном доходе юридических и физических лиц номинальный доход растет, то темп прироста налоговых поступлений в государственный бюджет превышает темп инфляции.

Таким образом, инфляция выступает в качестве инструмента перераспределения дохода между государством и населением. Но этим перераспределительный эффект инфляции не ограничивается.  <4>

Перераспределение национального дохода между участками производства и получателями трансфертных выплат. Поскольку денежные факторные доходы участников производства растут пропорционально росту уровня цен, а номинальные размеры пенсий и пособий непосредственно не связаны с динамикой уровня цен, то инфляция снижает долю получателей трансфертных выплат в национальном доходе. В этом легко убедится на основе следующих рассуждений.

Разложим  общий объем номинального национального  дохода  на долю труда  , долю капитала и трансфертные выплаты, которые равны сумме налогов, уплачиваемых получателями факторных доходов (Т):

      

                 (7)

Отсюда

              

              (8) 

Первое  слагаемое правой части уравнения (8) представляет долю располагаемого дохода участников производства, а второе – долю получателей трансфертных выплат в национальном доходе. При повышении уровня цен доля первых растет, а вторых снижается.

Перераспределение дохода между трудом и капиталом. При определенных условиях инфляция влияет и на функциональное распределение национального дохода. Обозначим долю труда в национальном доходе α, а среднюю производительность труда – q. Тогда

Информация о работе Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны