Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
Сущность дефицита государственного бюджета.
Причины и показатели бюджетного дефицита.
Виды бюджетного дефицита.
Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
Концептуальные подходы к бюджету.
Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.
2.1 Инфляция как результат бюджетного дефицита.
Государственный долг.
Причины образования государственного долга.
Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.
Выводы (резюме).
Перечень ссылок.

Работа состоит из  1 файл

На сдачу.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. <10> 

Основные  причины бюджетного дефицита:

      1. Возникновение непредвиденных ситуаций (война, стихийное бедствие).

      2. Низкая эффективность  общественного  производства.

      3. Нерациональная структура бюджетных  затрат.

      4. Некомпетентность правительства  государства, держать под контролем  финансовою ситуацию в стране.

      5. Большие затраты на содержание  силовых структур.

      6. Оказание бесплатной помощи другим  государствам.

      7. Невозможность получения долгов  от других государств.

      8. Переход от административно-командной  экономики к рыночной.

      9. Воровство денег госбюджета.

      10. Кризис политической системы   государства.<9> 

      1.3 Виды бюджетного  дефицита 

Дефицит бюджета может измениться вследствие изменений в фискальной политике государства, так и в результате изменения экономической коньюктуры. Например, на стадии спада доходы фирм и домохозяйств снижаются, поэтому налоговые поступления в государственную казну также уменьшаются. Одновременно больше граждан получает право на помощь по поводу безработицы. Поэтому в этой фазе делового цикла дефицит бюджета растет без каких-либо изменений в фискальной политике. <2>  

Для «оценки» влияния фискальной политики на бюджет, вычисляют, так называемые, циклично корректированный дефицит бюджета  и цикличный дефицит.

Для определения  этих дефицитов сначала считают  бюджет по полной занятости он показывает, какими были бы налоговые поступления, а также и сальдо госбюджета, если бы национальная экономика продуктировала природный объем продукции, а государственные отчисления были поточными. Смена бюджета по полной занятости показывает направленность влияния фискальной политики на совокупный спрос в национальной экономике.

Фактический дефицит государственного бюджета  – это разница между государственными поступлениями и отчислениями. Он формируется под действием фискальной политики и циклических изменений. Структурный дефицит определяют как разницу между поступлениями по полной занятости, по действительным налоговым ставкам и фактическими отчислениями. Циклический дефицитэто разница, между фактическим и структурным дефицитами. Превышение фактического дефицита над структурным означает циклический дефицит, а превышение структурного дефицита над фактическим – циклические излишки. 
 

            Государственные отчисления, G

                     и налоговые поступления,  Т

      

         Т

 Структурный 

            дефицит

 C A G 
 

 E B 
 

      D

 

          

        (год 2)      (год 1)

                Валовой внутренний продукт  

      Рис. 1 <11,  с. 421> 

     Структурный и циклический  дефицит 

Допустим, что в году 1 национальная экономика находится на уровне полной занятости, объем производства при нем , и фактический дефицит бюджета является отрезок АВ. Допустим далее, что вследствие определенных обстоятельств объем национального производства в году 2 уменьшился до уровня . При этом правительство не применило ни одного из фискальных методов. Так как налоговые поступления уменьшились, то из-за неизменных государственных отчислений фактический дефицит бюджета вырос на ЕD. Это обусловлено не фискальной, а пассивной экономической политикой. Как видим, данные про бюджетные излишки или дефициты за предыдущие года не дают повода судить про фискальную политику правительства.

На рисунке 1 структурный дефицит в года 1 и 2 являются одинаковыми (АВ = СЕ). Это дефицит бюджета, который бы существовал в году 2, если бы в национальной экономике не было спада. Он не изменился, так как не произошли изменения в фискальной политике.

В году 2 фактический дефицит бюджета превышает структурный дефицит на ED – величину циклического дефицита. Чтобы вытеснить цикличный дефицит, правительство должно повернуть экономику до уровня полной занятости. Этого можно достичь с помощью дискретной фискальной политики – снижения налогов или увеличения государственных отчислений. Иначе говоря, для преодоления спада правительство должно увеличить структурный дефицит. После обновления экономического роста правительство может вытеснить структурный дефицит через повышение процентных ставок или уменьшения государственных отчислений.

На самом  деле отличие между структурным  и фактическим дефицитами тесно  связаны с отличиями между  дискретными и автоматическими стабилизаторами. На циклический дефицит влияют не налоги и отчисления, которые автоматично приспосабливаются к положению национальной экономики, а на структурный – поступления и отчисления, которые проводит правительство законодательно. Таким образом,  дискретная фискальная политика означает целенаправленные изменения структурного, а не циклического дефицита. Так как фактический дефицит содержит и циклический, и структурный дефициты, он является неточным показателем изменений в фискальной политике. <11> 
 

    1.4 Снижение бюджетного  дефицита в условиях  рынка

Существует  несколько традиционных способов  покрытия бюджетного дефицита – это  государственные займы и ужесточение  налогообложения. Но есть и третий способ , предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это, собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Казначейству США необходимо  100млн долл. На покрытии правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС (Российская Федерация) , которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет  Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100млн долл. Новых банковских резервов. Они и становятся  основой многократного увеличения количества денег в обращении.<10>

В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  оказывает  отрицательное влияние  на социально-экономическое развитие государства, уровень жизни населения. Поэтому в современных  условиях основное внимание  и значение уделяют изучению причин возникновения и разработке направлений по снижению бюджетного дефицита.

В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  может быть  снижен за счет увеличения доходов государства. Это главный способ борьбы с бюджетным дефицитом.

Основные  направления увеличения доходов  государства в современных условиях следующие:

1.Увеличение  объемов  реализации продукции   субъектов хозяйствования ( с ростом объемов реализации растет и сумма оплаченных налогов в бюджет ).                                       

2. Рост  покупательской возможности населения.

3. Улучшение   налоговой системы.

4. Усиление  внимания до согласования межгосударственных  договоров ( они должны приносить только пользу ) .

5. Улучшение  взаимоотношений между разными  сторонами  власти.

6. Получение  помощи от других более развитых  стран.

Когда возникает бюджетный дефицит  необходимо ввести мораторий на принятие новых социальных программ, которые требуют значительных бюджетных затрат, необходимо совершать финансирование только самых важных социальных программ.

В мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется  такая форм снижения (ликвидации) бюджетного дефицита, как заманивание в страну иностранного капитала.

С его  помощью решается сразу несколько  заданий, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются  бюджетные затраты, предназначенные  для финансирования капитальных  вложений (инвестиций), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый плательщик налогов. Понимая полезность политики заманивания в страну иностранного капитала, все государства, в том числе и экономически развитые, пытаются заполучить импорт капитала, доводя его, до значительно больших размеров.

Основные  меры, которые способствуют снижению (ликвидации) бюджетного дефицита:

1.Разработка  направлений увеличения доходов  государства.

2.смена  направлений инвестирования бюджетных  ресурсов в сфере народного  хозяйства с целью повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной единицы.

3.Жёсткий  режим экономии бюджетных средств. 

4.Использование  разных форм государственного  кредита.

5.Оформление  задолженности государственными  ценными бумагами по выданным  кредитам правительственным структурам.

6.Сохранение  финансирования только самых  важных  социальных программ.

7.Снижение  безработицы.

8.Иностранный  капитал. 

Реализация  на практике выше изложенного позволит сократить (либо совсем ликвидировать) бюджетный дефицит каждой страны.<9> 
 

1.5 Концептуальные подходы   к бюджету 

Бюджетная политика – важнейший элемент  экономической политики государства  и включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях , которые  построены на различных макроэкономических основаниях. 
 

            2. ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА         НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 

Прежде  всего, возникает вопрос: может ли рост государственного долга в конкретный момент привести к банкротству страны? Иначе говоря, может ли нация может  ли нация обанкротиться  подобно  частной единицы – предприятий, которые находятся во власти одного субъекта, или корпорации, когда они не могут выполнять свои финансовые обязательства?

Дефицит бюджета и государственный долг, непосредственно, влияют на функционирование национальной экономики. Последствия  этого влияния делят на краткосрочные  и долгосрочные. Краткосрочные – это экономические последствия бюджетного дефицита, известные как проблема вытеснения. Долгосрочные – это экономические последствия государственного долга, известные как тяжесть долга.

Если  увеличение государственных отчислений финансируется увеличением бюджетного дефицита, то оно вероятней всего будет производиться за счет вытеснений инвестиций в частном секторе. Увеличение государственного долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводят к вытеснению государственным долгом частного капитала. Поэтому рост государственного долга уменьшает производственные мощности, которые будут использовать будущие поколения, а также они будут иметь более низкий уровень дохода.

Информация о работе Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны