Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы определила следующие задачи, которые рассматриваются в работе:
Рассмотреть основные понятия внешнеторговых операций.
Рассмотреть принципы классификации и основные виды внешнеторговых операций.
Провести анализ нормативно-правого регулирования внешнеторговых операций.
Изучить сущность, проблемы и содержание внешнеторговых сделок.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Внешнеторговые операции, виды, классификация, организация………………………………………………………………..….......6
Понятие внешнеторговых операций, принципы классификации
и виды……………………………………………………………………......6
Содержание, методы и средства регулирования внешнеторговых операций……………………………………………………………………….9
Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической
деятельности в России…………………………………………………………..14
Глава 2. Сущность и содержание внешнеторговых операций…………..…....22
2.1 Организация внешнеэкономических операций на предприятии….…..…..22
2.2 Риски при осуществлении ВЭД……………………………………….…….30 2.3 Внешнеторговая политика России…………………………………………..36 Заключение……………………………………………………………………......42 Список использованной литературы……………………………………….……45
При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам. Такая ответственность может возникать в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться предприятие – участник ВЭД. Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД. Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения и уничтожения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования.
Таким образом, современное
страхование предлагает широкий
набор услуг, связанных с ВЭД.
Однако практика показывает, что участники
ВЭД используют чаще всего те виды
страхования, которые являются обязательными
для осуществления ВЭД (например,
страхование туристов, выезжающих за
границу, или страхование
2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов. Они предполагают использование хорошо продуманных, тщательно координируемых и оперативно управляемых программ использования фьючерсов и опционов.
3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др. Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов.
4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.
5. Другие методы.
2.3 Внешнеторговая политика России
Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России. Всемерное расширение внешнеторговых связей страны должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.
Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.
Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.
Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:
• модернизации и расширения производственного аппарата России;
• сбалансированного производства
и потребления отдельных
• исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;
• обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;
• рационального использования природных ресурсов страны.
Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.
Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.
По данным таможенной статистики, в течение января-июня 2011 года зарегистрированные в Москве предприятия и организации осуществляли торговые операции со 190 странами мира. Внешнеторговый оборот между зарегистрированными в Москве организациями и зарубежными партнерами по итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с первым полугодием 2010 года увеличился в 1,4 раза и достиг почти 147 млрд. долл. США. Рост по отношению к первому полугодию 2010 года обеспечен за счет товарного сегмента. Объем торговли товарами составил 146,4 млрд. долл. США. Объем торговли услугами8 снизился на 22,2% до 0,6 млрд. долл. США. Товарный импорт за январь-июнь 2011 года увеличился на 47,5%, экспорт — на 32,3%. Стоимостной объем товарного импорта достиг 54,5 млрд. долл. США, экспорта — 91,9 млрд. долл. США, в т. ч. поставки товаров топливно-энергетического комплекса — 82,1 млрд. долл. США.
В отчетном периоде внешнеторговый оборот между зарегистрированными в Москве организациями и зарубежными партнерами, очищенный от топливно-энергетической составляющей в экспорте, вышел на уровень 64,3 млрд. долл. США (увеличение на 45,8% по сравнению с первым полугодием 2010 года). Однако 87,1% прироста товарооборота за вычетом продукции ТЭК обеспечили импортеры.
По итогам первого полугодия 2011 года объем товарных поставок зарегистрированных в Москве организаций, очищенный от нефтегазовой составляющей, составил 9,8 млрд. долл. США, что более чем на 36% выше уровня, достигнутого в первом полугодии 2010 года. По ключевой для Москвы группе машинотехнических товаров зарегистрирован рост более чем в 2 раза. Доля продукции машиностроения в экспорте зарегистрированных в Москве организаций составила 44,8% (в среднем по России по итогам первого полугодия 2011 года — 4,7%), вклад зарегистрированных в столице предприятий в российский машинотехнический экспорт — около 37,6%. Увеличение очищенного экспорта связано также со значительным ростом поставок драгоценных металлов и камней, ювелирной продукции и сырья, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них. Основные товарные группы в экспорте зарегистрированных в Москве организаций без учета продукции ТЭК по итогам первого полугодия 2011 года (млн. долл. США):
Поставки зарегистрированными в Москве организациями производились в 142 страны. В число пяти основных стран-импортеров товаров вошли Германия (829,4 млн. долл. США), Индия (812,8), Великобритания (657,8), Швейцария (628,2) и Украина (481). По итогам первого полугодия 2011 года объем экспортных товарных поставок зарегистрированных в Москве организаций и предприятий партнерам из ведущей пятерки стран-импортеров составил 3 409,2 млн. долл. США или 34,7% общего объема экспорта московских структур, очищенного от продукции топливно-энергетического комплекса. Экспорт услуг по итогам первого квартала 2011 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года сократился на 41,7% до 0,3 млрд. долл. США.
Объем товарного импорта по итогам первого полугодия 2011 года достиг 54,5 млрд. долл. США, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 47,5%. Значительную часть закупок зарегистрированных в Москве организаций по импорту составляют товары народного потребления. Закупки машинотехнической продукции выросли почти на 66,6%, ее доля в общем объеме импорта по итогам первого полугодия 2011 года составила 48,8%. Импорт весьма значимой для населения города фармацевтической продукции увеличился по отношению к первому полугодию 2010 года на 31,9%, продовольственных товаров и сырья — на 25,4%. Основные товарные группы в импортных закупках зарегистрированных в Москве организаций по итогам первого полугодия 2011 года (млн долл. США):
Товары в Москву поставлялись из 180 стран. Преобладающий объем закупок традиционно приходится на сравнительно небольшое число государств дальнего зарубежья, в т. ч. Китай — 9,4 млрд. долл. США (увеличение на 36,1%, доля в общем объеме импорта 17,2%), Германию — 7,5 (рост в 1,6 раза, доля — 13,8%), Францию — 4,1 (доля — 7,5%), Италию — 2,9 (5,3%) и Японию — 2,9 (5,3%). Ввоз товаров зарегистрированными в Москве организациями из пяти стран-лидеров составил 49,2% от общего объема импорта. Импорт услуг по итогам первого квартала 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 17,3% и составил 0,3 млрд. долл. США.
Оборот розничной торговли в январе-октябре 2011 года составил 419,2 млрд. рублей.9 Оборот розничной торговли в январе-октябре 2011 года составил 419,2 млрд. рублей, превысив уровень соответствующего периода предыдущего года на 5,9 процента (в РФ – на 6,5 процента), сообщает пресс-служба Министерства экономики РТ. В 2011 году объем розничной торговли, по оценке, в сопоставимых ценах превысит уровень 2010 года на 5,4 процента (в РФ – на 5,3 процента). Индекс потребительских цен в октябре 2011 г. по отношению к декабрю 2010 г. составил 104,6 процента (в РФ – 105,2 процента). Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 102,7 процента (в РФ – 102,7 процента), непродовольственные товары – 105,1 процента (в РФ – 105,7 процента), услуги – 107,5 процента (в РФ – 108,3 процента). В 2011 году рост потребительских цен в республике оценивается на уровне106,5 процента (в РФ – 106,5-107 процентов). Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в январе-сентябре 2011 года составил 18,7 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 33,9 процента (в РФ – на 33,2 процента).
Экспортировано товаров на сумму 16,3 млрд. долларов США, что на 33,9 процента больше, чем в январе-сентябре 2010 года (в РФ – на 32,3 процента). Импорт увеличился за тот же период на 33,7 процента (в РФ – на 34,7 процента), составив 2,3 млрд. долларов США. В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 87,4 процента (в РФ – 62,1 процента), импорта – 12,6 процента (в РФ – 37,9 процента).
Республика сотрудничает
более чем с 110 странами дальнего и ближнего
зарубежья. Лидирующие позиции в 1-м полугодии
текущего года сохраняли страны дальнего
зарубежья – их удельный вес во внешнеторговом
обороте республики составил 91,3 процента,
доля стран СНГ – 8,7 процента соответственно. Основными
торговыми партнерами республики по экспортным
поставкам являются: Польша, Италия, Венгрия,
Нидерланды, Словакия, Германия, Латвия,
Хорватия, Испания, Босния и Герцеговина,
Бельгия, Румыния, Великобритания, Швеция;
по импортным поставкам – Германия, Италия,
Китай, Турция, Соединенные Штаты, Украина,
Бельгия, Нидерланды, Корея, Республика,
Канада, Франция, Венгрия, Таиланд, Бразилия,
Япония, Болгария. Экспорт республики
традиционно представлен в основном поставками
нефти сырой. В связи с высокими мировыми
ценами на нефть доля сырой нефти в стоимостной
структуре республиканского экспорта
в 1-м полугодии 2011 года составила 68,2 процента
против 65,4 процента за аналогичный период
2010 года. Вместе с тем он отметил, что положительным
фактом является увеличение поставок
некоторых видов продукции несырьевого
сектора экономики – грузовых автомобилей
(рост почти в 2 раза), каучуков (рост на
8 процентов) и др.
В товарной структуре импорта республики
традиционно преобладает продукция машиностроения
– в 1-м полугодии 2011 года ее доля составила
69,2 процента от общего объема импортных
поставок (в 1-м полугодии 2010 года – 67,8
процента). Весомую долю в структуре импорта
занимает также продукция химии и нефтехимии
– в 1-м полугодии 2011 года ее удельный вес
составил 15,8 процента (в 1-м полугодии 2010
года – около 13 процентов), сообщает.
Заключение
Важнейшей
частью ВЭД выступает внешняя
торговля, которая определяется
как предпринимательская