Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа
Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.
Введение
1. История формирования внешнего долга России. 5 стр.
1.1 Внешний долг царской России и СССР. 5 стр.
1.2 Внешний долг СССР. 6 стр.
2. Кредитная политика России на современном этапе. 10 стр.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России. 14 стр.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России. 16 стр.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы. 19 стр.
3.1. Парижский клуб. 20 стр.
3.2. Лондонский клуб. 21 стр.
3.3. Международный валютный фонд. 23 стр.
3.4. Коммерческие кредиторы. 24 стр.
3.5. Всемирный Банк. 26 стр.
4. Пути урегулирования внешнего долга. 28 стр.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы. 28 стр.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
40
Содержание
Введение
1. История формирования внешнего долга России.
1.1 Внешний долг царской России и СССР.
1.2 Внешний долг СССР.
2. Кредитная политика России на современном этапе.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы.
3.1. Парижский клуб.
3.2. Лондонский клуб.
3.3. Международный валютный фонд.
3.4. Коммерческие кредиторы.
3.5. Всемирный Банк.
4. Пути урегулирования внешнего долга.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение
Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.
Внешний долг стал составной частью механизма современной мировой экономики и одновременно глобальной мировой проблемой. Это произошло вследствие не только большого объема долга и числа стран-должников, но и интенсификации внешнеэкономических связей - производственных, торговых, финансовых, грозящих вызвать цепную реакцию при объявлении дефолта несколькими такими странами вплоть до общемирового финансового кризиса.
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Будущее российской экономики, укрепление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики. Успешные финансовые методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
1. История формирования внешнего долга России.
1.1. Внешний долг царской России и СССР.
Внешние долги России — в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией и геополитическом и валютном плане.
До первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала
первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала
второе место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции
государственный долг России составлял 41.6 млрд. руб., в том числе внешний
долг – 14.9 млрд. руб. В период 1905-1914 гг. правительство царской России не раз прибегала к кредиту у США, Японии и государств Европы в связи с обострившейся политической ситуацией внутри страны. Требовались большие суммы денег на финансирование армии и для поддержания экономической стабильности в стране. По материалам федерального архива Швейцарии общая сумма русского долга, не считая эмиссии гарантированных государством облигаций, выпущенных во время войны 1914 года и размещенных исключительно внутри страны, приведена в таблице 1.
Структура довоенного долга России
Таблица 1
Довоенный долг | Рубли |
Государственный долг | 8.691.500.000 |
Долг, гарантированный государством | 4.283.000.000 |
Долг, гарантированный государством | 4.283.000.000 |
Внутренний долгосрочный долг | 13.460.000.000 |
Внутренний краткосрочный долг | 3.000.000.000 |
Внешний долг | 7.680.459.833 |
1.2. Внешний долг СССР.
Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство
поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было
принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к
непременному исполнению все возложенные на государственную казну при
прежнем правительстве денежные обязательства».
После Октябрьской революции в мае 1922 г. делегация России представила в Женеве целый пакет проектов и предложений, относительно необходимых России кредитов и займов в обмен на реальные гарантии в совокупности с целым рядом юридических гарантий, уже зафиксированных в законодательстве Советской России, призванных обеспечить иностранным гражданам, желающим привнести в Россию свои технические знания, а также свои капиталы, уважение по отношению к их имущественным правам, их праву на получение прибыли на своих предприятиях. Усилия делегации поставить этот вопрос перед комитетом экспертов, анализирующих русский вопрос, натолкнулись на непреодолимую оппозицию. Комитет экспертов выставил требованием обязательство России по выплате государственных долгов, а также частных финансовых требований. В итоге Россия отказалась брать на себя какие-либо обязательства по отношению к иностранным державам и их подданным за отказ по выплате публичных долгов, а также национализацию частного имущества и возмещение убытков за нанесенный ущерб во время войны.
До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме — в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.
В 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем
рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986
сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году
внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших
нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных
тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его
стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической
деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам,
привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки",
дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.
В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений (таблица 2).
Таблица 2
Рейтинг государств - должников России на 01.01.2006
№ п.п | Государство | млн.долл.США + в др.валютах (млн.) = всего в долл.эквиваленте | ||
1. | Куба | 553 + 19322 = 19875 | ||
2. | Афганистан | 1121 + 9164 = 10285 | ||
3. | Ирак | 9421 + 3 = 9424 | ||
4. | КНДР | 21 + 7396 = 7417 | ||
5. | Алжир | 94 + 507 + 2366+1682= 4649 | ||
6. | Ливия | 3520 | ||
7. | Индия | 755 + 8 + 37 + 2000 = 2800 | ||
8. | КНР | 1412 | ||
9. | Камбоджа | 0 + 1392 + 1 = 1393 | ||
10. | Сирия | 1378 | ||
11. | Йемен | 257 | ||
12. | Вьетнам | 642 + 0,16 = 642 | ||
13. | Сомали | 0 + 572 = 572 | ||
14. | Лаос | 383 | ||
15. | Монголия | 17 + 155 = 172 | ||
16. | Конго(Бразз.) | 169 | ||
17. | Эфиопия | 162 | ||
18. | Гвинея | 157 | ||
19. | Мозамбик | 148 | ||
20. | Пакистан | 131 | ||
21. | Замбия | 112 | ||
22. | Мадагаскар | 111 | ||
23. | Серб.и Черног. | 92 | ||
24. | Марокко | 0 + 52 = 52 | ||
25. | Албания | 36 | ||
26. | Нигерия | 32 | ||
27. | Танзания | 21 | ||
28. | Гвинея-Бисау | 20 | ||
29. | Бенин | 11 | ||
30. | Кабо-Верде | 8 | ||
31. | Сан-Томе и Пр. | 3 | ||
32. | Судан | 1 + 1,6 = 2,6 | ||
33. | Бурунди | 2,3 | ||
34. | Тунис | 2,2 | ||
35. | Сейшельские о. | 2,0 | ||
36. | Непал | 1,5 | ||
37. | Чад | 1,4 | ||
38. | ЦАР | 0,760 | ||
39. | Экв.Гвинея | 0,632 | ||
40. | Гайана | 0,277 | ||
41. | Гренада | 0,267 | ||
42. | Бангладеш | 0,025 | ||
ВСЕГО: = около 66,5 млрд.долл |