Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа
Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.
Введение
1. История формирования внешнего долга России. 5 стр.
1.1 Внешний долг царской России и СССР. 5 стр.
1.2 Внешний долг СССР. 6 стр.
2. Кредитная политика России на современном этапе. 10 стр.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России. 14 стр.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России. 16 стр.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы. 19 стр.
3.1. Парижский клуб. 20 стр.
3.2. Лондонский клуб. 21 стр.
3.3. Международный валютный фонд. 23 стр.
3.4. Коммерческие кредиторы. 24 стр.
3.5. Всемирный Банк. 26 стр.
4. Пути урегулирования внешнего долга. 28 стр.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы. 28 стр.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Заключение
Анализ платежеспособности России на среднесрочную перспективу показывает, что федеральный бюджет будет оставаться одним из самых доступных источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга. Но и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за дефицита валюты, если сохранятся негативные тенденции в динамике выручки от экспорта и увеличении валютных обязательств частного сектора.
В связи с существующими реформами России теперь будет несколько легче привлекать кредиты из-за рубежа. Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая существенное влияние на размеры и каналы заимствований, если не полностью их определяя. Тем более что главными источниками новых кредитов будут средства официальных кредиторов и международных валютно-финансовых организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам не предоставляются и вряд ли, будут предоставляться в ближайшем будущем, по крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.
При угрозе нового спада экономики наращивать заимствования неправильно. Но хуже всего то, что государство уже лишило себя возможности выбора. И не может обойтись без внешних займов. «Внешняя задолженность государства будет расти, причем расти довольно быстро, – полагают эксперты. – Социальные обязательства государством были взяты повышенные, и выполнять их придется в последующие годы с большим трудом.
Россия в любой момент может оказаться в состоянии технического дефолта, она достаточно уязвима по отношению к настроениям основных инвесторов. В то же время экономические факторы (высокие цены на энергоресурсы на мировом рынке, низкий импорт вследствие обеднения населения) повышают платежеспособность России. Технические ограничения не дают возможности выплачивать долги полностью в ближайшие годы, но постоянное положительное сальдо по текущим операциям снижает вероятность положительного решения кредиторов по реструктуризации большей части советского долга. Поэтому абсолютно необходимо введение жесткого регулирования валютных потоков через границу.
40
Приложение 1
Внешний долг Российской Федерации в 1994-2004 годах
(млрд. долларов США)
|
40
| 01.01.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.10.2010 |
Всего | 213 454 | 257 156 | 313 176 | 463 915 | 480 541 | 467 245 | 475 609 |
Органы государственного управления | 97 158 | 71 104 | 44 720 | 37 381 | 29 478 | 31 309 | 34 821 |
Федеральные органы управления | 95 526 | 69 919 | 43 234 | 35 847 | 28 166 | 29 475 | 32 338 |
Новый российский долг | 39 590 | 35 652 | 33 844 | 28 747 | 23 615 | 26 286 | 29 355 |
кредиты международных финансовых организаций | 6 166 | 5 610 | 5 443 | 5 009 | 4 494 | 3 788 | 3 264 |
прочие кредиты | 4 225 | 2 995 | 2 595 | 1 746 | 1 381 | 1 000 | 819 |
ценные бумаги в иностранной валюте | 28 929 | 26 743 | 24 966 | 21 329 | 17 253 | 20 348 | 23 736 |
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) | 47 | 37 | 537 | 347 | 146 | 811 | 1 218 |
прочая задолженность | 224 | 266 | 302 | 316 | 341 | 340 | 319 |
Долг бывшего СССР | 55 936 | 34 268 | 9 390 | 7 100 | 4 550 | 3 189 | 2 983 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов | 43 335 | 22 170 | 582 | 29 | 19 | 11 | 9 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами | 2 737 | 2 177 | 1 906 | 1 549 | 1 427 | 1 316 | 1 167 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами | 3 658 | 3 533 | 3 276 | 2 179 | 1 909 | 1 810 | 1 756 |
ОВГВЗ - III, IV, V транши | 1 899 | 1 966 | 2 066 | 2 023 | 2 | 1 | 1 |
прочая задолженность | 4 306 | 4 421 | 1 561 | 1 320 | 1 194 | 50 | 50 |
Субъекты Российской Федерации | 1 633 | 1 185 | 1 486 | 1 534 | 1 312 | 1 834 | 2 483 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 8 244 | 10 953 | 3 928 | 1 912 | 2 761 | 14 630 | 12 233 |
кредиты | 7 503 | 10 158 | 2 985 |
|
| 2 370 |
|
наличная национальная валюта и депозиты | 741 | 795 | 942 | 1 912 | 2 761 | 3 365 | 3 403 |
прочая задолженность (распределение СДР) |
|
|
|
|
| 8 895 | 8 831 |
Банки | 32 341 | 50 144 | 101 161 | 163 656 | 166 280 | 127 212 | 140 038 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования | 139 | 194 | 409 | 1 194 | 1 689 | 1 497 | 1 569 |
кредиты | 19 810 | 34 511 | 67 757 | 113 236 | 124 654 | 89 343 | 89 979 |
текущие счета и депозиты | 9 676 | 12 443 | 27 793 | 40 653 | 32 878 | 30 026 | 41 598 |
долговые ценные бумаги | 1 829 | 1 826 | 3 301 | 5 693 | 3 558 | 4 101 | 3 834 |
прочая задолженность | 885 | 1 169 | 1 901 | 2 879 | 3 502 | 2 245 | 3 058 |
Прочие секторы | 75 711 | 124 955 | 163 368 | 260 966 | 282 022 | 294 094 | 288 517 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования | 10 226 | 12 327 | 21 115 | 25 694 | 30 864 | 45 718 | 53 882 |
кредиты | 58 406 | 98 712 | 117 361 | 205 589 | 236 077 | 232 096 | 217 191 |
долговые ценные бумаги | 5 754 | 12 346 | 21 748 | 23 937 | 8 318 | 9 406 | 10 409 |
задолженность по финансовому лизингу | 1 181 | 1 342 | 2 833 | 4 117 | 2 803 | 2 816 | 2 034 |
прочая задолженность | 144 | 228 | 309 | 1 630 | 3 960 | 4 058 | 5 000 |
Приложение 2
Внешний долг Российской Федерации 2005 – 2010гг.
(млн. долл. США)
40
Приложение 3
Оценка внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 января 2011 года
(млн. долл. США)
| 1 января 2010 г. | 1 апреля 2010 г. | 1 июля 2010 г. | 1 октября 2010 г. | 1 января 2011 г. |
Всего | 467 245 | 463 754 | 456 483 | 475 609 | 482 976 |
Органы государственного управления | 31 309 | 31 320 | 35 451 | 34 821 | 34 427 |
Федеральные органы управления | 29 475 | 28 882 | 32 964 | 32 338 | 32 051 |
Новый российский долг | 26 286 | 25 732 | 29 893 | 29 355 | 29 165 |
кредиты международных финансовых организаций | 3 788 | 3 575 | 3 430 | 3 264 | 3 136 |
МБРР | 3 210 | 3 009 | 2 883 | 2 725 | 2 617 |
прочие | 578 | 566 | 547 | 539 | 519 |
прочие кредиты | 1 000 | 901 | 839 | 819 | 777 |
ценные бумаги в иностранной валюте | 20 348 | 19 876 | 24 332 | 23 736 | 23 736 |
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) | 811 | 1 050 | 976 | 1 218 | 1 182 |
прочая задолженность | 340 | 330 | 315 | 319 | 334 |
Долг бывшего СССР | 3 189 | 3 149 | 3 072 | 2 983 | 2 887 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов | 11 | 9 | 9 | 9 | 9 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами | 1 316 | 1 280 | 1 250 | 1 167 | 1 112 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами | 1 810 | 1 809 | 1 762 | 1 756 | 1 714 |
прочая задолженность | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Субъекты Российской Федерации | 1 834 | 2 439 | 2 486 | 2 483 | 2 376 |
кредиты | 1 120 | 1 056 | 956 | 1 062 | 1 034 |
ценные бумаги в российских рублях | 714 | 1 383 | 1 530 | 1 421 | 1 343 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 14 630 | 12 226 | 11 916 | 12 233 | 12 392 |
кредиты | 2 370 |
|
|
|
|
наличная национальная валюта и депозиты | 3 365 | 3 612 | 3 524 | 3 403 | 3 652 |
прочая задолженность (распределение СДР) | 8 895 | 8 615 | 8 392 | 8 831 | 8 740 |
Банки | 127 212 | 129 028 | 122 118 | 140 038 | 144 843 |
Прочие секторы | 294 094 | 291 179 | 286 999 | 288 517 | 291 314 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования | 45 718 | 49 714 | 52 829 | 53 882 | 57 133 |
кредиты | 232 096 | 223 398 | 214 156 | 217 191 | 217 357 |
долговые ценные бумаги | 9 406 | 10 989 | 10 404 | 10 409 | 10 530 |
задолженность по финансовому лизингу | 2 816 | 2 738 | 3 245 | 2 034 | 2 248 |
прочая задолженность | 4 058 | 4 340 | 6 365 | 5 000 | 4 046 |
Приложение 4
График погашения внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 октября 2010 года: основной долг (млн. долл. США)
| Задол- | До | Сроки платежей | Гра- | Гра- | |||||||||
октябрь 2010 | май 2011 | всего до 1 года | IV квартал 2011 | I квартал 2012 | II квартал 2012 | III квартал 2012 | всего от 1 года до 2 лет | Свыше 2 лет | ||||||
Всего | 475 609 | 32 553 | 12 645 | 5 749 | 106 909 | 22 522 | 11 344 | 12 653 | 9 052 | 55 571 | 241 476 | 23 203 | 15 987 | |
Органы государственного управления | 34 821 |
| 76 | 520 | 3 552 | 1 182 | 868 | 330 | 887 | 3 267 | 27 075 | 572 | 355 | |
Федеральные органы управления | 32 338 |
| 73 | 519 | 3 451 | 660 | 868 | 317 | 886 | 2 732 | 25 228 | 572 | 355 | |
Новый российский долг | 29 355 |
| 60 | 513 | 2 929 | 234 | 868 | 206 | 886 | 2 194 | 23 914 | 85 | 234 | |
Долг бывшего СССР | 2 983 |
| 13 | 6 | 523 | 427 | 0 | 111 | 0 | 537 | 1 315 | 487 | 121 | |
Субъекты Российской Федерации | 2 483 |
| 3 | 1 | 101 | 521 |
| 13 | 1 | 536 | 1 847 |
|
| |
Органы денежно-кредитного регулирования | 12 233 | 3 403 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 831 | |
Банки | 140 038 | 20 887 | 5 980 | 1 999 |
| 39 901 | 7 574 | 1 573 | 2 501 | 1 792 | 13 440 | 55 887 | 9 845 | 77 |
Прочие секторы | 288 517 | 8 264 | 6 589 | 3 230 |
| 63 455 | 13 767 | 8 903 | 9 822 | 6 373 | 38 864 | 158 513 | 12 786 | 6 724 |