Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа
Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.
Введение
1. История формирования внешнего долга России. 5 стр.
1.1 Внешний долг царской России и СССР. 5 стр.
1.2 Внешний долг СССР. 6 стр.
2. Кредитная политика России на современном этапе. 10 стр.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России. 14 стр.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России. 16 стр.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы. 19 стр.
3.1. Парижский клуб. 20 стр.
3.2. Лондонский клуб. 21 стр.
3.3. Международный валютный фонд. 23 стр.
3.4. Коммерческие кредиторы. 24 стр.
3.5. Всемирный Банк. 26 стр.
4. Пути урегулирования внешнего долга. 28 стр.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы. 28 стр.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. долл. США.
Рисунок 3
Динамика внешнего долга частного и федерального сектора
Дата | Сумма, млрд долл. США |
1994, 1 января | 117,8 |
1995, 1 января | 126,7 |
1996, 1 января | 132,7 |
1997, 1 января | 153 |
1998, 1 января | 182,8 |
1999, 1 января | 188,4 |
2000, 1 января | 178,2 |
2001, 1 января | 160 |
2002, 1 января | 146,3 |
2003, 1 января | 152,3 |
2004, 1 января | 186 |
2005, 1 января | 213,5 |
2006, 1 января | 257,2 |
2007, 1 января | 313,2 |
2008, 1 января | 471 |
2009, 1 января | 479,9 |
2010, 1 января | 471,6 |
2010, 1 октября | 480,225 |
В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.
Общие выплаты в 2009 году должны составили около $141,0 млрд. (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего долга в современной России
Одним из главных факторов увеличения задолженности РФ являлся кризис
1998 г. До него Россия продолжала обслуживать и погашать свои собственные долги в полном объеме без каких-либо отсрочек. Однако объявление «дефолта», тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
Характерная особенность долгового бремени России, прежде всего, сказывается на федеральном бюджете, т.к. долговое обязательство стало одной из самых главных статьей бюджета государства. Долговые обязательства России в период с 1994 по 2004 увеличивались достаточно значительно в связи с рядом кризисов в мировой экономике (Приложение 1).
В стратегии управления госдолгом проглядываются три основных момента.
Во-первых, государство отказалось от задачи скорейшего погашения внешних долгов. Как неоднократно заявлял премьер-министр Михаил Касьянов, отношение госдолга к ВВП в настоящее время находится "на приемлемом уровне", и нет нужды отвлекать от производства инвестиционные ресурсы.
Размер внешнего долга России снизился с 89,5% ВВП в начале 2000 года до
36,2% ВВП к 1 января 2003 года. В целом, отмечают эксперты Минфина, по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.
Во-вторых, упор в долговой политике переносится с внешнего долга на внутренний. Через расширение заимствований на внутреннем рынке государство намерено погашать свои внешние долги. Благодаря этому в течение ближайших 6-10 лет объемы внутреннего и внешнего долгов должны в перспективе сравняться.
Наконец, третий фактор связан с долгами субъектов РФ и корпораций. В настоящее время для наблюдателей становится все более очевидным тот факт, что национальный внешний долг не сводится к государственному. Между тем негосударственная часть внешнего долга неуправляемо растет. В I кв. 2003 года общий внешний долг России вырос с $152,1 млрд. до $153,5 млрд. И если долг федеральных органов продолжал снижаться, то долг нефинансовых организаций (реальный сектор экономики) вырос.
По мнению аналитиков "Объединенной финансовой группы" (ОФГ), такое увеличение долга не должно давать поводов для беспокойства. Эксперты ОФГ рассматривают подобную тенденцию как свидетельство повышения инвестиционной привлекательности России: внешние заимствования являются одним из источников высоких темпов экономического роста.
Как бы то ни было, совокупный внешний долг РФ в настоящее время составляет около 35% ВВП (долг федеральных органов - 30%), что намного ниже критического уровня. Минфин, кроме того, предлагает создать систему мониторинга и жесткого контроля за внешними заимствованиями всех хозяйствующих субъектов в РФ.
Надо отметить, что рефинансировать свои долги с помощью новых заимствований Россия может довольно просто. 1 июля ОЭСР приняло решение о повышении кредитного рейтинга России, и, по мнению экспертов МЭРТ, это позволит России, и ее резидентам при привлечении кредитов экономить до 2 процентных пунктов. Кроме того, повышение инвестиционной привлекательности России приводит к увеличению привлекательности российских еврооблигаций.
Спрос на российские долговые обязательства на международных рынках не утихает. Появились сообщения, что теперь уже и самые "длинные" суверенные еврооблигации с погашением в 2030 году инвесторы оценивают выше номинала. Бумаг с ценами ниже 100% номинала просто не осталось. Разворота рынка, по мнению большинства аналитиков, в ближайшее время не произойдет: азарт покупателей подстегнет снижение процентных ставок в США. Кстати,
Минфин открыто декларирует, что основной целью его политики на среднесрочную перспективу является обеспечение стабильности доступа РФ на выгодных условиях на рынки внешних заимствований.
Рефинансирование необходимо для того, чтобы сократить стоимость обслуживания долга и сглаживания пика платежей в 2005-2008 годов.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории.
Первая и самая большая задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран — международных кредиторов.
Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.
Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился.
3.1. Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов(Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия – член Парижского клуба с 1997 года.
Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял
$37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение
о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому
клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.
Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. «Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании...", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в
качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое
достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их
великодушно российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.
Упросив кредиторов пойти на отсрочку оплаты и реструктуризацию внешнего долга, Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов
ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу -
"империи зла" - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли
внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.) Другим ущемляющим интересы
России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты
процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в
соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения
с кредиторами ПКК, наша страна фактически была лишена возможности ведения
самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и
автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам
СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб
кредиторов».
3.2. Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих
банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за
неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно
обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих
принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом
соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.
Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс,
договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать
Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли
Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в
рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г. 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest
Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но
согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти
обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам
государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться
деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями. С
течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.