Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.

Содержание

Введение
1. История формирования внешнего долга России. 5 стр.
1.1 Внешний долг царской России и СССР. 5 стр.
1.2 Внешний долг СССР. 6 стр.
2. Кредитная политика России на современном этапе. 10 стр.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России. 14 стр.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России. 16 стр.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы. 19 стр.
3.1. Парижский клуб. 20 стр.
3.2. Лондонский клуб. 21 стр.
3.3. Международный валютный фонд. 23 стр.
3.4. Коммерческие кредиторы. 24 стр.
3.5. Всемирный Банк. 26 стр.
4. Пути урегулирования внешнего долга. 28 стр.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы. 28 стр.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 517.50 Кб (Скачать документ)

 

Также большой процент внешнего долга бывшего России приходится на государства бывшего СССР, данные по состоянию задолженности приведены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

 

Размер долга государств - участников СНГ

по кредитам, предоставленным Правительством РФ

в долларах на 1.1.2006 г.

 

№ п.п

Государство

Основной долг в долларах

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

Украина

Узбекистан

Белоруссия

Таджикистан

Киргизия

Грузия

Молдова

 

 

1.485.605.860,00

500.610.948,58       

358.115.043,20

292.429.127,51         

186.015.345,57                 

150.463.186,36                 

122.064.268,13        

 

Итого:

    3.095.303.779,35       

 

 

 

 

Рисунок 1

Диаграмма соотношения долга государств - участников СНГ

по кредитам, предоставленным Правительством РФ

в долларах на 1.1.2006 г.

 

Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10-15 лет из 2,5-4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

 

 

2. Кредитная политика России на современном этапе.

 

Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985—1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд. долларов. 

Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным кредиторам составляет по оценкам специалистам 482 976 млн. дол. (Приложение 3).

Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 630 коммерческих банков из 27 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах,
- когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных
кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы
пошли на предоставление, Союзу ССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством Союза ССР не ставилась задача провести
радикальные экономические реформы в Союзе ССР, что сегодня называется
настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства,
предоставляя Союзу ССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути,
оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства
Союза ССР, а затем и руководства Российской Федерации.

Из информации Долговой книги, в которой подлежат регистрации все долговые обязательства, не погашенные  на 1 сентября 2006 года можно узнать полный список тех, кому мы должны. Это 40 стран и 5 международных финансовых организаций (таблица 4).

Таблица 4

Список государств кредиторов долги, которых не погашены по состоянию на 01.09.2006 г.

 



40

 

1 США

2 Германия

3 Япония

4 Великобритания

5 Франция

6 Италия

7 Канада

8 Испания

9 Швейцария

10 Турция

11 Кипр

12 Нидерланды

13 Корея

14 Норвегия

15 Австрия

16 Австралия

17 Бельгия

18 Дания

19 Португалия

20 Финляндия

21 Швеция

22 Кувейт

23 ОАЭ

24 Греция

25 Египет

26 Мальта

27 Оман

28 Таиланд

29 Уругвай

30 Болгария

31 Венгрия

32 Румыния

33 Словакия

34 Чехия

35 КНДР

36 КНР

37 Югославия

38 Польша

39 Афганистан

40 Ливия

 

M1 Международный валютный фонд

М2 Международный банк реконструкции и развития

М3 Европейский банк реконструкции и развития

М4 Северный инвестиционный банк

М5 Европейский инвестиционный банк



40

 

 

 

Так, именно кредиты, полученные СССР у государств, являющихся
членами Парижского клуба кредиторов, обеспечили решимость руководства Союза ССР в 1988 - 1991 годах принять последовательные политические решения о выводе советских войск из Германии и способствовать ее объединению,
поддерживать резолюции Совета Безопасности ООН о введении санкций в
отношении Ирака и Ливии, вывести советские войска из Кубы, Афганистана,
африканских стран, заключить Договор СНВ - 1 и Договор СНВ - 2, отказаться
от поддержки антиамериканского движения в Латинской Америке.

До 2001 года внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

- происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

- ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

- сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

- дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;

- происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Привлечение внешних заимствований на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер. В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

- финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

- возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;

- цена внешних финансовых ресурсов;

- степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в 90-х годах, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на 01.07.2001 составил 156,8 млрд. долл.).

Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на
1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в
2003 г. составил около 17,3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России, по прогнозу Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд., к 2006 г. – 113,3 млрд. долларов. Такой прогноз содержался в основных направлениях политики правительства в сфере госдолга на 2003-2006 годы (приложение 2).

Объем погашения всех задолженностей в 2004-2005 году составил по оценкам 25,3 млрд. долларов, из которых на выплату внешних долгов пошел 14,9 млрд. долларов. При этом на погашение основного долга направлено 8,2 млрд., а на обслуживание внешнего долга – 6,7 млрд.

 

2.1. Динамика государственного внешнего долга России

 

В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

 

Рисунок 2

Динамика государственного внешнего долга России

 

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

95

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

Информация о работе Внешний долг России