Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Данная работа проводилась с целью собрать и до некоторой степени систематизировать информацию о внешнем долге России и способах его урегулирования.
Внешняя задолженность в современных условиях многоплановое явление, отражающее как позитивные тенденции в развитии национальной экономики (быстрое реформирование хозяйства в целях его модернизации, требующее крупных финансовых средств; успешное привлечение и использование заемных ресурсов для расширения инвестиционной базы; покрытие возникающего бюджетного дефицита в ходе масштабных социальных преобразований и т.д.), так и негативные (чрезмерный приток иностранного капитала по сравнению с возможностью его применения в экономике, бесконтрольное и нерациональное расходование или расхищение заимствованных финансовых средств). Следовательно, внешняя задолженность может быть и на практике является фактором, ускоряющим или тормозящим социально-экономические процессы в стране, причем глобализация усиливает обе эти тенденции.

Содержание

Введение
1. История формирования внешнего долга России. 5 стр.
1.1 Внешний долг царской России и СССР. 5 стр.
1.2 Внешний долг СССР. 6 стр.
2. Кредитная политика России на современном этапе. 10 стр.
2.1. Динамика государственного внешнего долга России. 14 стр.
2.2. Динамика внешнего долга частного и федерального сектора. 15 стр.
2.3. Практика урегулирования вопросов внешнего
долга в современной России. 16 стр.
3. Категории внешнего долга и основные кредиторы. 19 стр.
3.1. Парижский клуб. 20 стр.
3.2. Лондонский клуб. 21 стр.
3.3. Международный валютный фонд. 23 стр.
3.4. Коммерческие кредиторы. 24 стр.
3.5. Всемирный Банк. 26 стр.
4. Пути урегулирования внешнего долга. 28 стр.
4.1 Обслуживание и урегулирование внешнего
долга современной России: меры и способы. 28 стр.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 517.50 Кб (Скачать документ)

В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Парижскому Клубу был
переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была
обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций
Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17
мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs).
Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того,
что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие-
либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять
принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия
ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по
облигациям.

 

3.3.  Международный валютный фонд

 

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон- Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере. Оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его
членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом,
консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят
из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько
механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF.

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона
согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на
воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ)

Примечание: Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На
системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54
млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г.
- $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит
по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет
с отсрочкой на 4,5 года). Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов.


3.4. Коммерческие кредиторы

 

Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате
неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских
внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке – около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч
кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из
большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы
задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми
институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).

В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работапо определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

По состоянию на 1 февраля 2001г. из общей суммы требований (свыше 1
млрд. долл. США), заявленных кредиторами как через страновые клубы, так и в
индивидуальном порядке по обязательствам, находящимся на учете во
Внешэкономбанке (аккредитивы, инкассо и коммерческие кредиты), около 86%
выверено банком и подготовлено к проведению реструктуризации. В стадии
рассмотрения находится 11,3% предъявленной задолженности, не вполне
отвечающей критериям упомянутого Заявления Правительства Российской
Федерации (децентрализованный импорт, страховые премии, компенсационные
сделки и т.д.). Одновременно по линии Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации осуществляется выверка требований по
контрактам с платежами в форме открытого счета. Переоформление данной
задолженности предполагается осуществить на условиях, аналогичных
параметрам урегулирования долга бывшего СССР перед иностранными банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб. Возможность
урегулирования коммерческих обязательств по этой схеме зафиксирована в
Циркуляре об обмене задолженности (Offering Circular) по Лондонскому клубу.

12.04.2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договорённостей.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.01.2003 составила 3.4 млрд. долларов, что на 2.7 млрд. долларов меньше, чем в 2002 г. Это позволяет сделать вывод о том, что
Россия регулярно погашает задолженность коммерческим кредиторам и, как
утверждают многие экономисты, данная тенденция сохранится на ближайшие
несколько лет.

 

3.5. Всемирный Банк

 

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) -
международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-
Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177
странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует
развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные
гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных
облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог,
электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию
экономической системы страны, финансируя так называемые программы
структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Пути урегулирования внешнего долга.

 

На сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности; а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан, а также расчетливая политика выплат внешнего долга кредиторам (приложение 4).

 

4.1 Обслуживание и урегулирование

внешнего долга России: меры и способы.

 

В процессе управления внешней задолженностью которая составляет на данный момент по прогнозам специалистов 482 976 млн. долларов (приложение 3), перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.

4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.

6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

- разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;

- создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

- согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:

- целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;

- возможно применение схемы реструктуризации «облигации-акции» с соответствующими ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран- кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл;

- целесообразным представляется эмиссия нестандартных финансовых инструментов, например облигаций с доходом, зависящим от мировых цен на нефть. Подобные операции могли бы сделать более эффективным перераспределение доходов, получаемых экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга.

Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям.
Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна.
Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.

Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать.

Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста. В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?»

Также на современном этапе, в целях создания постоянно действующего механизма по уменьшению долгового бремени и управлению внешними заимствованиями России можно было бы предложить комплекс следующих первоочередных мероприятий:

• разработать концепцию управления внешней задолженностью как составной части регулирования международных валютно-кредитных отношений, тесно связанного со среднесрочной стратегией экономического раз вития страны;
• активизировать деятельность Правительственной комиссии по государственному внешнему долгу и финансовым активам в интересах разработки и реализации конкретных предложений по использованию международного кредита (в том числе и негосударственного) как фактора ускорения национального экономического развития;
• изучить вопрос о целесообразности создания двухуровневой модели управления внешним долгом России;
• обобщить накопленный в мире опыт сокращения чрезмерной задолженности другим странам и международным финансовым организациям, а также регулировать объем и структуру долга в соответствии с политикой более эффективного народнохозяйственного использования внешнего финансирования;
• составить программу мероприятий по постепенному частичному замещению внешних займов увеличением притока прямых иностранных инвестиций;
• разработать научно-аргументированные критерии, позволяющие принимать экономически обоснованные решения о новых внешних заимствованиях;
• повысить уровень переоформления внешней задолженности в рыночные долговые инструменты, которые больше поддаются управлению;
• шире использовать возможности погашения российской задолженности товарными поставками;
• рассматривать долги стран СНГ России в качестве резерва для осуществления зачетных операций и признания нулевого варианта в отношении требований и обязательств республик бывшего СССР;
• добиваться увеличения товарных поставок в счет погашения советских долгов со стороны наименее развитых и проблемных развивающихся государств;
• оценить возможности использования новых форм урегулирования внешней задолженности России, предполагающих взаимоувязанное решение долговых и экологических проблем;
• изучить целесообразность заключения соглашения о реструктуризации долга России Парижскому клубу кредиторов в случае ухудшения мировой конъюнктуры по основным товарам российского экспорта.

Информация о работе Внешний долг России