Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………….………..……4
1.1 Понятие международной торговли…………………………………………..…...4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов…………..…….6
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………………....…7
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина……………..…..9
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли………......10
2.1 Тарифные методы……………………………………………………………..….10
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..…….12
2.3 Платежный баланс страны…………………………………………………….…14
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация…………………………………….…17
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………….……17
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……………….20
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России………………………..21
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика?................21
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы…………………………………..22
Глава 5.Россия на мировом рынке услуг……………………………………………25
5.1 Понятие мировой торговли услугами…………………………………………...25
5.2 Регулирование рынка услуг………………………………………………….…..27
5.3 Россия на мировом рынке услуг…………………………………………………28
5.4 Транспортные услуги РФ на мировом рынке…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Работа.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

По  мнению специалистов, Россия сможет более  успешно конкурировать на мировых  рынках при соблюдении ряда условий, в том числе регулирования  в разумных пределах цен на продукцию  и услуги естественных монополий, а  также управления валютным курсом рубля.

Вряд  ли возможно в принципе повысить конкурентоспособность  без разработки долговременной общенациональной программы при активном участии  государства. Перспективными с точки  зрения конкурентоспособности являются российские энергетические и топливные компании, а также ряд предприятий и организаций, занимающих передовые позиции в сфере новейших военных и космических технологий.

Совершенно  очевидно также, что использование  существующих сравнительных преимуществ  российской экономики предполагает разработку и проведение соответствующей государственной политики для создания условий, в которых могли бы реализоваться сравнительные преимущества, отвечающие императивам глобальной экономики на стадии развертывающейся информационной революции.

 

4.2 Вступление  России в ВТО: плюсы и минусы

 

Процесс рыночных преобразований в России пока не принес ожидаемого эффекта ни в  макро-, ни в микроэкономике. На этом фоне стремительно возрастает вектор зависимости России от внешнего рынка. В связи с этим возникает вопрос: готова ли Российская Федерация вообще к вступлению в ВТО и что это даст ей в связи с подключением через механизм ВТО российской экономики в мирохозяйственные связи?

В торговом балансе РФ удельный вес конкурентной продукции на сегодня составляет всего 7%, поскольку отечественные товаропроизводители не могут обеспечить, прежде всего, конкурентный уровень цен. Однако для того, чтобы стать полноправным членом ВТО, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать: дальнейшей либерализации внешней торговли; снижению таможенных тарифов; снятию количественных ограничений на импорт; устранение внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО.

Россия  не вышла еще из опасной зоны стагфляции, а это значит, процесс ее включения в международную систему торгово-экономического сотрудничества не может привести автоматически к решению накопившихся проблем, т.к. присоединение новых государств к ВТО приводит к очередным осложнениям, а не к их устранению.

Россия  пока не выстроила своего алгоритма  устранения отрицательных последствий  в результате присоединения к  ВТО, что, в частности, сделал Китай, который 14 лет добивался вступления в ВТО, а когда достиг желанной цели, принялся выстраивать свое ВТО в рамках Азиатско-тихоокеанского региона.

Продукция российских товаропроизводителей, кроме  отраслей ВПК, не находит спроса на мировом рынке, и это следует  учитывать в процессе вступления РФ в ВТО. Остается сырьевая составляющая.

Российские  интересы в ВТО: здесь следует  учитывать позицию трех сторон, а  именно: Правительства РФ, деловых  кругов, т.е. бизнеса, и трудящихся. Из 147 стран, входящих в состав ВТО, с  Россией решили отрегулировать свои торговые споры 49 стран на двусторонней основе, что предусмотрено правилами ВТО. На начало 2002 г. была достигнута договоренность о размерах ставок импортных пошлин примерно на 70—80% товаров, которые должны были быть установлены после принятия России в ВТО. Между тем и в настоящее время за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются самые «чувствительные» для РФ товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной промышленностью и текстильными подотраслями, производством одежды, а также продукции российских сельхозпроизводителей.

Резкое  снижение пошлин на продукцию указанных  отраслей неминуемо может привести к наплыву на отечественный рынок  зарубежных товаров и, в конечном счете, к свертыванию этих отраслей, поскольку последние не готовы к жесткой конкуренции с иностранными производителями, что приведет к росту безработицы и социальному взрыву в российском обществе.

В приведенной  ниже таблице отражены основные положения  «за» и «против» вступления России в ВТО.

 

Таблица 3. ВТО и Россия: "За" и "Против"

За

Против

1

Опыт развитых стран  показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе  их значение усиливается. Однако инновационный  тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в МРТ по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством.

Россия на мировом  рынке представлена главным образом  сырьевыми товарами, а возможности  увеличения экспорта высокотехнологичных  товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных  отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг.

2

Мировая практика свидетельствует, что  членство в ВТО не мешает проведению "прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.

Вступление России в  ВТО не позволит ей проводить самостоятельную  политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства.

3

Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами.

Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости  от импорта ряда высокотехнологичных  товаров, исключают захват иностранным  капиталом ключевых позиций на стратегически  важных сегментах российского рынка.

4

Правилами ВТО предусмотрено, в течение переходного периода  использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных  отрицательных последствий, а уступки  присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.

России придется пойти  на определенные уступки, которые обязательно  затронут интересы отечественных производителей и потребителей.

5

Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.

До вступления в ВТО  России придется перейти к новой  модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.


 

 

Глава 5..Россия на мировом рынке услуг.

5.1 ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

Услуги  – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля  услугами также широко развита, как  и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого  слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

неосязаемость

невидимость

неразрывность производства и потребления

неоднородность  и изменчивость качества

неспособность услуг к хранению

Именно  в силу неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими  иногда называют невидимым экспортом  или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие  от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

1.Транспорт:

пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

грузовой (международная перевозка грузов)

2.Поездки:

деловые (товары и услуги, приобретаемые  нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)

личные (например, туризм)

3.Связь  (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

4.Строительство

5.Страхование

6.Финансовые  услуги

7.Компьютерные  и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных  программ, обслуживание компьютеров  и т.д.)

8.Роялти  и лицензионные платежи

9.Другие  бизнес – услуги:

посреднические  услуги

лизинг

прочие  деловые, профессиональные и технические  услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и  т.д.)

10. Личные, культурные, рекреационные услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

11. Правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по сохранению мира)

 

5.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ

 

Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял  собой поле деятельности мелких и  средних фирм. Ситуация кардинально  изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система  регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную  роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация - ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).

Основная  идея США - крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

На  пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг  и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

На  практике это означает, что США, проводя  дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных  требований к своим партнерам, которые  сохраняют льготный режим для  собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и  прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются  на режим наибольшего благоприятствования.

Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

Информация о работе Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг