Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.
Введение…………………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………….………..……4
1.1 Понятие международной торговли…………………………………………..…...4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов…………..…….6
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………………....…7
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина……………..…..9
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли………......10
2.1 Тарифные методы……………………………………………………………..….10
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..…….12
2.3 Платежный баланс страны…………………………………………………….…14
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация…………………………………….…17
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………….……17
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……………….20
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России………………………..21
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика?................21
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы…………………………………..22
Глава 5.Россия на мировом рынке услуг……………………………………………25
5.1 Понятие мировой торговли услугами…………………………………………...25
5.2 Регулирование рынка услуг………………………………………………….…..27
5.3 Россия на мировом рынке услуг…………………………………………………28
5.4 Транспортные услуги РФ на мировом рынке…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………………..43
2. Торговля
между странами позволит
3. Благодаря внешней торговле уменьшаются издержки нации на потребление, так как страна может покупать за границей более дешевые товары.
Приведенные А. Смитом доводы показывают, что международное разделение труда и специализация на производстве тех товаров, в которых страна имеет преимущества, позволяют ей более полно использовать свой потенциал для создания национального богатства.
Доказательство сформулированных А. Смитом положений и выводов получило в научной литературе название теории абсолютных преимуществ.
Таким образом, в основе теории абсолютных преимуществ лежит возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
Свою знаменитую теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо изложил в книге "Принципы политической экономии" (1817 г.). В ней он показал, как и почему становится возможной торговля между двумя странами, если одна из них ни в чем не имеет абсолютного преимущества. Сравнительное преимущество означает способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.
Практически каждая страна имеет сравнительное преимущество в производстве тех или иных товаров. С одной стороны, Россия обладает сравнительным преимуществом в производстве многих видов сырья и энергоносителей, некоторых видов продукции металлообрабатывающей промышленности, в производстве отдельных категорий вооружений и военной техники. С другой стороны, она не имеет сравнительного преимущества в производстве обуви, одежды, многих видов продовольствия, современных информационных технологий, вычислительной и бытовой техники, автомобилей и т.д. Поэтому ей приходится импортировать разные товары легкой и пищевой промышленности, некоторые виды сельскохозяйственной продукции, специальные станки и производственное оборудование, мебель, аудио- и видеотехнику, компьютеры и многое другое из-за рубежа. Важными ее внешнеторговыми партнерами являются Германия, Япония, Украина, Польша, Италия, США и ряд других стран, которые, в свою очередь, покупают у России товары, в которых они не имеют сравнительного преимущества.
1.4 Теория Хекшера-Олина
Теория внешней торговли английских классиков, показывающая возможности и выгодность международного обмена на основе абсолютных и сравнительных преимуществ, не объясняет происхождения этих преимуществ.
Недостатки классической теории были выявлены в начале XX в. шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином, обосновавшими международную торговлю с точки зрения изобилия или редкости факторов производства, которыми обладают различные страны. Их теория гласит, что страны специализируются на таких товарах, для выпуска которых них имеются соответствующие факторы производства (капитал, труд, земля). В результате международная торговля товарами становится, по выражению Б. Олина, "обменом избыточных факторов на недостающие факторы".
Страна
считается в избытке
Таким образом, обмен товарами между странами, осуществляемый в соответствии с теорией Хекшера—Олина, объясняет прежде всего структуру международной торговли. При этом теория позволяет выявить причины страновых различий в ценах до установления торговых связей между странами и уменьшения этих различий под влиянием международного обмена.
В 1948 г. П. Самуэльсон сформулировал теорему, согласно которой при некоторых условиях (однородность факторов производства, идентичность технологии, наличие совершенной конкуренции, полная мобильность факторов производства) международная торговля может выравнивать цены на факторы производства у торгующих между собой стран.
Таким
образом, шведские экономисты Э. Хекшер
и Б. Олин, а позже П. Самуэльсон
выявили новые аспекты
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Для реализации
национальных интересов в сфере
международных обменов
В этой главе я рассмотрю первые две формы торговой политики.
2.1 Тарифные методы
Политика
государства в области
На
практике тарифные методы сводятся к
взиманию государством таможенных пошлин
с экспортно-импортных
Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границы в протекционистских либо фискальных целях. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.
Таможенная пошлина на импорт. Существуют два основных вида таможенных пошлин на импорт: специфические и адвалорные. Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы облагаемого товара в соответствии с его измерением (вес, площадь, объем и т. д.), например 3 долл. за 1 баррель нефти. Адвалорные (от лат. ad valorem — по стоимости) пошлины представляют собой определенный процент от стоимости импортируемого товара, например 50%-й тариф на импортируемые легковые автомобили. Стоимость товара определяется официальным путем.
И в том и в другом случае таможенная пошлина порождает ряд последствий для национальной экономики, которые проявляются в воздействии на цены, количество, доход. В свою очередь, эти последствия сказываются на благосостоянии потребителей, производителей, а также на состоянии государственного бюджета. Введение импортных пошлин чаще всего выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от возросших цен. Напротив, потребители несут потери, поскольку вынуждены покупать меньше импортных товаров и по более высоким ценам. Эти потери всегда оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, а это означает, что суммарный чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным.
Таможенная пошлина на экспорт. Взимание таможенных пошлин с определенных экспортных товаров также является инструментом торговой политики государства. Главная цель экспортных пошлин — фискальные интересы правительства. Поэтому не случайно, что они используются в основном развивающимися странами и государствами с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено законодательно.
В результате применения экспортных пошлин внутренние цены понижаются и национальные потребители получают некоторый выигрыш, в то время как производители несут определенные потери. Выигрывает также и государство. Однако суммарный выигрыш общества оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны в результате экспортных пошлин возрастают.
В развивающихся странах экспортные пошлины почти всегда налагаются на базовые и сырьевые товары, составляющие самую большую часть экспорта данной страны (хлопок в Египте, кофе в Бразилии, минеральное сырье в Боливии, нефть, газ и некоторые другие товары в России и т. д.).
Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. В большинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.
Предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике. Совмещение мероприятий по субсидированию экспорта и компенсационному налогообложению импорта оборачивается потерями государственного бюджета вывозящей страны, превращающимися в доход государственного бюджета принимающей страны.
2.2 Нетарифные методы
Тарифы не единственная форма торговой политики. С 1931 г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых. К основным нетарифным ограничениям относятся: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.
Импортные квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — контингенты, или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. Число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.
Импортные лицензии могут распределяться через механизм купли-продажи или административным путем. Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Обычно в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара.
Импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары.
Квотирование предпочитают отечественные фирмы, а также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок.
"Добровольные" ограничения экспорта. Этот вид нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией — с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны.
"Добровольные" ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т.д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС.
Демпинг. Ограничения в международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг — одна из форм международной ценовой дискриминации.
Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное.
Использование демпинга официально запрещено. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках.