Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………….………..……4
1.1 Понятие международной торговли…………………………………………..…...4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов…………..…….6
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………………....…7
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина……………..…..9
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли………......10
2.1 Тарифные методы……………………………………………………………..….10
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..…….12
2.3 Платежный баланс страны…………………………………………………….…14
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация…………………………………….…17
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………….……17
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……………….20
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России………………………..21
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика?................21
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы…………………………………..22
Глава 5.Россия на мировом рынке услуг……………………………………………25
5.1 Понятие мировой торговли услугами…………………………………………...25
5.2 Регулирование рынка услуг………………………………………………….…..27
5.3 Россия на мировом рынке услуг…………………………………………………28
5.4 Транспортные услуги РФ на мировом рынке…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Работа.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

 

 

5.3 РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ

 

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной  базы. Было принято значительное число  законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).

Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.

Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

Устранение  противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует  больших усилий. В первую очередь  это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

транспорт и связь

торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки

информационно-вычислительное обслуживание

сфера операций с недвижимостью

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование, культура и искусство

наука и научное обслуживание

кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение

аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут  предъявляться высокие требования.

В целом  объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн. долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г., соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн. долл. При этом заметный спад объемов торговли услугами пришелся на экономический кризис в 1998г. в России (Таблица 1.)

 

Таблица 1. Динамика торговли услугами России за период 1994-2000гг., в млн. долл

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Экспорт

8424

10567

13281

14080

12371

9040

9632

Импорт

15141

19970

18406

19829

16222

12829

17412


 

Источник: Платежный баланс России

Объем всего экспорта услуг из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг близки с показателями российского импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья.

Доля  торговли услугами в совокупном объеме внешней торговли России приближается к показателям развитых стран: 21,3% в 2000 г. (в США – около 20%). Однако абсолютные показатели торговли услугами значительно отстают от мировых лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2000 г. Россия в международной торговле услугами входила в ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составляла в 2000 г. около 1%. (доля США в 2000 г. равнялись 16,1%, для Франции – 5,6%, Германии – 7,9%, Японии – 6,5%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Вместе с тем доля России на мировом рынке услуг практически совпадала с ее долей в мировой торговле товарами, с той лишь разницей, что российская торговля товарами сводилась с положительным сальдо.

В последние  годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное  сальдо (в 1994г. отрицательное сальдо составило 6717 млн. долл., в 2000г. - 7780 млн. долл.), причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.

Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг. (Таблица 2.)

Важнейшей и преобладающей статьей торгового  баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы является туризм (в классификации платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2000 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с 1996г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье “поездки” является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2000 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США.

 

Таблица 2. Структура торговли услугами России за 1996г. и 2000г., в млн. долл. и в %

 

1996

2000

 

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

 

13281

100

18406

100

9632

100

17412

100

Транспорт (включая страхование)

3630

27,3

2360

12,8

3261

33,8

2330

13,3

В том  числе:

               

Водный

1229

9,3

559

3,0

1030

10,7

807

4,6

Воздушный

1296

9,7

1001

5,4

1406

14,6

1013

5,8

Другой  транспорт

1106

8,3

800

4,3

825

8,6

511

2,9

Поездки

7102

53,5

10011

54,4

3839

40,0

10224

58,7

Услуги  связи

563

4,2

364

2,0

385

4,0

288

1,6

Строительные  услуги

91

0,7

1085

5,9

165

1,7

369

2,1

Страховые услуги

35

0,3

412

2,3

Финансовые  услуги

84

0,6

124

0,7

100

1,0

36

0,2

Компьютерные  и информационные услуги

22

0,2

12

0,1

Роялти  и лицензионные платежи

159

1,2

44

0,2

91

0,9

31

0,2

Операционный  лизинг

65

0,5

128

0,7

149

1,5

275

1,6

Прочие  услуги

1587

12,0

4289

23,3

1585

16,6

3455

19,9


 

Источник: Платежный баланс России

В сфере  транспортных услуг Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2000 г. 34%; в составе импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. Однако, в последние годы прослеживается увеличение импорта данного вида услуг, что является следствием тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм, особенно в сфере морского и автодорожного транспорта.

На  долю других видов услуг (кроме транспорта и туризма) в 2000 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Экспорт таких деловых услуг как маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические в структуре российской торговли услугами почти отсутствует. В то же время Россия использует свой экспортный потенциал в области научно-исследовательских разработок (главным образом промышленного и военного характера). Успешно на данном этапе осваивается новый для российских поставщиков рынок компьютерных услуг.

5.4 ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ РФ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

 

Транспорт – важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем  числе занятых в экономике  страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20%.

Транспортная  система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями  страны, но и рядом его технико-экономических  преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

Информация о работе Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг