Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………….………..……4
1.1 Понятие международной торговли…………………………………………..…...4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов…………..…….6
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………………....…7
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина……………..…..9
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли………......10
2.1 Тарифные методы……………………………………………………………..….10
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..…….12
2.3 Платежный баланс страны…………………………………………………….…14
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация…………………………………….…17
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………….……17
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……………….20
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России………………………..21
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика?................21
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы…………………………………..22
Глава 5.Россия на мировом рынке услуг……………………………………………25
5.1 Понятие мировой торговли услугами…………………………………………...25
5.2 Регулирование рынка услуг………………………………………………….…..27
5.3 Россия на мировом рынке услуг…………………………………………………28
5.4 Транспортные услуги РФ на мировом рынке…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Работа.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

Особое  место отводится созданию общеевропейского транспортного пространства, в том  числе - совместной работе с Евросоюзом.

Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией, непосредственно направлен на решение этой задачи. Должны получить развитие и те результаты, которые были достигнуты при совместном решении вопросов транспортного обеспечения Калининградской области.

В ближайшие  годы на Балтике будет открыт ряд  паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург, порты Ленинградской области, Калининград, порты Германии. На Балтийские паромы предполагается привлечь значительные потоки грузового автотранспорта. Эти проекты созвучны идеям сочетания провозных возможностей морского транспорта и гибкости автомобильного, которые развиваются в "Белой книге" европейской транспортной политики.

 

 

 

Заключение

 

На  протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния народа.

При проведении грамотной внешнеторговой политики можно добиться улучшения важнейших макроэкономических показателей: повышения уровня ВВП, ускорения экономического роста, снижения уровня безработицы и др. Инструментами для этого служат как политика государства, так и отдельных фирм.

Политика  государственного регулирования внешней  торговли выражается прежде всего во вмешательстве в экспортно-импортные  операции, где различают тарифные и нетарифные методы. Также используется политика платежного баланса страны и валютная политика.

Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом  меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с  точки зрения их воздействия на взаимоотношения  Российской Федерации с Европейским  союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической  сфере является вступление во Всемирную  торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Вступление России в ВТО, конечно, вызовет не только положительные, но и негативные последствия. Однако эта экономическая организация связывает воедино все страны мира, и дальнейшее «непребывание» России в ней еще более губительно скажется на положении страны.

На  протяжении двух последних десятилетий  наблюдается тенденция повышения  роли услуг в экономике стран  мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом  рынке услуг в настоящее время  не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Развитие  экспорта транспортных услуг является важным фактором обеспечения экономического роста, интеграции России в мировую экономику и национальной безопасности. Экспорт транспортных услуг может и должен быть столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Экспорт транспортных услуг должен развивается в следующих основных направлениях: увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки; повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов и перевозках грузов третьих стран; развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы.

Но  все же не стоит говорить, что  состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно  молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту  сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения, М.: 1998.
  2. «Вестник ХГАЭиП», 2006, №2.
  3. «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы», №1, 2005.
  4. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы // «Мнения», 2005, №23, №24.
  5. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен, М.: «Марко Медия», 1996.
  6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, М.: «Дело», 2000.
  7. Крылов В.И. «Вступление России во Всемирную торговую организацию», «Внешнеэкономический бюллетень», 2002, №1.
  8. Макконнелл К., Брю С. «Экономикс», Таллинн, 1993.
  9. Макроэкономика. Теория и российская практика, М., 2004.
  10. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П. Фаминский. М.: “Международные отношения”, 1994.
  11. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения, М.: “Прогресс”, 1994.
  12. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. Под ред. М.А. Портного, М.: «Дело», 2000.
  13. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П. Фаминского, М.: «МО», 1993.
  14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, М.: «Вильямс»,2001.
  15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М.: «Дело», 1993
  16. 16.      А.В. Дмитриевич Россия: экономический и инвестиционный потенциал // Учебное пособие – М.; «Экономика» 1999г.

17.   В.П. Желтиков Экономическая география.// Учебник для вузов – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс» 2004г.

18.   А.С. Буров Конъюктура мировых  рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2005г.

19.   Транспорт России №4 (396) 26.01.2006г.

20.   ресурсы Интернет: «МЖД» - транспортная стратегия РФ»//www.mzd; «Россия на мировом рынке транспортных услуг» - сайт агентства экономического развития//www.aerqroup; Информационно-библиотечный центр РЭА им. Г.В. Плеханова//realib и др.

1 Термин "политическая экономия" впервые  был введен в научный оборот  французским меркантилистом А.  Монкретьеном в его сочинении  "Трактат политической экономии" (1615 г.).

 

 

Задача:

  На основании приведенных  статей составьте платежный баланс  страны «Дельта», классифицируя  каждую из операций как кредит или дебет:

 

1) Экспорт нефти                                                6 млн. денежных единиц

2) Импорт зерна                                                          5 млн. денежных единиц

3) Экспорт оборудования                                           2 млн. денежных единиц

4) Доходы от туризма  иностранцев в «Дельте»       6 млн. денежных единиц

5) Денежные  переводы иностранцам из «Дельты»    2 млн. денежных единиц

6) Покупка акций частных  корпораций Франции   6 млн.  денежных единиц

7) Покупка золота у  иностранных граждан              1 млн. денежных единиц

 

На основании данных задачи составьте платежный баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.

 

Операции

Дебет

Кредит

Сальдо

 

1. Баланс текущих операций

7

12

5

 

Экспорт нефти

 

6

   

Импорт зерна

5

     

Доходы от туризма  иностранцев в «Дельте»

 

6

   

Экспорт оружия

2

     
         

2. Баланс движения  каптала

6

3

-3

 

Покупка акций частных  корпораций Франции

6

     

Денежные переводы иностранцам  из «Дельты»

 

2

   

Покупка золота у иностранных  граждан

 

1

   
         

3. Баланс официальных  расчетов (1+2)

13

15

3

 

4. Изменение золотовалютных резервов

0

 

 
   

 

Контрольные тестовые задания:

 Международные экономические отношения включают:

а) международное  движение рабочей силы;

б) национальные рынки  стран;

в) международные авиалинии;

г) международную  торговлю товарами и услугами;

д) международные валютно-кредитные отношения;

е) политические процессы, происходящие в определенных странах;

ж) международное  движение капиталов.

Международные экономические  отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных  экономических отношений: международная торговля товарами и услугами; валютно-кредитные отношения; движение капиталов и зарубежных инвестиций; миграция рабочей силы; межотраслевая кооперация производства; обмен в области науки и техники.

ТНК – это:

а) корпорация, действующая  в нескольких отраслях;

б) крупнейшая национальная фирма;

в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.

Потому что  ТНК это транснациональная  компания  (корпорация ),владеющая  производственными подразделениями  в нескольких странах. Компания –  международный бизнес, который является существенным. А так же ,на актив зарубежом которой приходится  около 25-30 % их общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.

 




Информация о работе Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг