Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:15, курсовая работа
Цель работы - изучение основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «вывоз капитала» в масштабе мировой экономики;
Изучить основные факторы и причины оттока капитала
Проанализировать утечку капитала из России: масштабы, тенденции и влияние на экономику;
Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России.
Введение 4
1 Понятие и природа вывоза капитала 7
1.1 Вывоз капитала: сущность, причины и формы 7
1.2 Теории международного движения капитала 9
1.3 Государственное регулирование вывоза капитала 17
2 Вывоз капитала из России 23
2.1 Причины утечки капитала из России 23
2.2 Масштабы и основные каналы вывоза капитала из России 26
2.3 Влияние утечки капитала на экономику России и меры по борьбе с ней 33
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
В результате отток средств за рубеж порождает четыре основных опасности для российской экономики:
Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде [3].
Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен только лишь в условиях стабильного притока в экономику широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних. Именно поэтому правительство РФ уделяет большое внимание контролю и регулированию движения капитала за рубеж.
Начиная с 90-х гг. государство стало активно использовать меры валютного контроля. В 1992-93 гг. была создана и впоследствии ужесточена система лицензирования экспорта так называемого «стратегического» сырья. В 1993-94 гг. в России было введено требование оформления «паспорта сделки» с подробным описанием экспортных операций, а позже появились и «экспортные сертификаты». После отмены экспортных квот на большую часть товаров в 1995 г. произошла значительная либерализация торговли, в результате чего Россия в 1996 г. приняла обязательства по статье VIII Устава Международного валютного фонда. В 1997 г. меры по регулированию капитала были значительно ослаблены, однако уже после августовского кризиса 1998 г. они были восстановлены и ужесточены. Требование обязательной продажи валютной выручки - одна из характерных мер, введенных в России. Так, начиная с июля 1993 г., все российские экспортеры в обязательном порядке должны были обменивать 50% своей валютной выручки на рубли. В 1999 г. эта доля была увеличена до 75%, и рассматривался вопрос о возможности обязательной продажи 100% выручки. По мнению некоторых экономистов, данные меры валютного контроля возможно и были полезны, обеспечив временное сокращение оттока капитала, но они обошлись ценой роста коррупции и снижения экономической эффективности.
Одним из шагов в создании превентивной системы борьбы с нарушениями валютного законодательства явилось Указание ЦБ от 12 февраля 1999 г. №500 «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства». Согласно данному Указанию банк, через который клиенты проводят валютные операции, обязан получить у этого клиента документы, подтверждающие, что совершаемая операция не имеет целью вывоз капитала из страны. Там же перечислены семь признаков «подозрительных» валютных операций, о проведении которых следует уведомлять органы валютного контроля. Следующим документом, направленным на усиление контроля за нелегальным вывозом капитала, явилось указание ЦБ РФ от 26.08.99 №634 «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах», позволившее отечественным банкам устанавливать без специальных разрешений ЦБ РФ корреспондентские отношения только с теми банками-нерезидентами, которые входят в список мировых банков, имеющих максимальный международный рейтинг или обладающих собственными средствами и уставным капиталом в размере не менее 100 млн евро [3].
Однако практика прошлых лет показывает, что только административным сдерживанием бегство капитала не остановить, а положительный эффект от таких мер краткосрочен, что говорит о необходимости использования комплексных мер. Бизнес при этом достаточно быстро адаптируется к новым условиям, реализуя новые более сложные пути вывоза капитала из страны. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу в 2004 г., по существу фиксирует постепенный отказ от валютных ограничений. Правительство в стремлении реализовать задачу ускорения процесса либерализации валютного законодательства ускорило работу по подготовке и введению в действие соответствующих нормативных документов, снимающих в более ранние сроки существующие ограничения, в том числе и капитального характера. Однако, по мнению многих экономистов в условиях нарастания объемов бегства капитала либерализация его не остановит, а скорее подхлестнет данный процесс. К тому же немаловажен тот факт, что основная масса прибыли образуется в ориентированных на экспорт отраслях – топливной промышленности и металлургии. А данные отрасли, по оценкам специалистов, считаются главными агентами незаконного вывоза капитала. Новая же редакция выше упомянутого закона дает им возможность сделать незаконный вывоз капитала законным, а в случае перехода к изъятию у них природной ренты сырьевые компании через вывоз капитала получают потенциальную возможность лучше уходить от рентных платежей.
По мнению многих специалистов, следующие шаги позволят улучшить структуру мер валютного контроля:
Помимо мер валютного регулирования необходимы и меры стимулирования, а именно экономическая политика, направленная на улучшение инвестиционного климата России и предполагающая решение следующих задач:
Таким
образом, можно сделать вывод, что
проблема вывоза капитала из России, как
и многие ее проблемы, можно решить
лишь путем «кнута и пряника». Роль
«кнута» в этой ситуации должны играть
институциональные и законодательные
барьеры на пути вывоза капитала. Административное
ограничение вывоза капитала из страны
должно быть хоть и временной, но важной
мерой, направленной на предотвращение
полного оттока капитала из страны. А под
«пряником» подразумевается стратегический
механизм, создающий стабильные и выгодные
условия для инвестиций внутри национальной
экономики. Именно улучшение инвестиционного
климата внутри страны должно стать основной
целью в борьбе с оттоком капитала из России.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, в первую очередь стоит упомянуть, что само по себе явление вывоза капитала, будучи частью международного движения капитала, является вполне обыденным и закономерным, и становится серьезной угрозой национальной экономике только лишь в том случае, когда он перестает быть излишком, а вывозится даже в том случае, когда наблюдается недостаток во внутренних инвестициях. Основополагающими причинами такого оттока капитала являются политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции.
Особенностями
экспорта капитала является то, что
он выступает как главный источник
создания международной продукции,
т.е. продукции, реализованной зарубежными
филиалами международных
Однако же объемы оттока капитала из России являются как минимум парадоксальными: в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна, хотя можно допустить, что непосредственно после кризиса августа 1998 г. удалось несколько смягчить остроту этой проблемы. И, несмотря на то, что отток капитала все же очень резко реагирует на общую экономическую ситуацию в стране, наблюдается тенденция по его снижению. Хотя, по мнению большинства экономистов, такой тренд обусловлен скорее не сокращением вывоза частного капитала из страны, а ростом масштабов привлекаемого иностранного частного капитала в российские активы.
Окончательно
же преодолеть вывоз капитала представляется
возможным только при помощи стратегии,
направленной на улучшение принципов
управления и результатов макроэкономической
деятельности, а также укрепление банковской
системы. Необходимо обеспечить выгодные
условия инвестиций внутри страны, причем
условия даже более выгодные, нежели инвестиции
в любых других странах мирового сообщества.
А, как известно, принципиальные предпосылки
для этого в нашей стране имеются.
Список литературы
Литература на русском языке:
Нормативно-правовые акты
Монографии, исследования
Статьи