Взаимосвязь спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Понять, как определяются рыночные цены, определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность рыночного спроса; рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения; рассмотреть экономический кругооборот.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 83.57 Кб (Скачать документ)

Введение

     В настоящее время в условиях нестабильности внешней среды основной проблемой  эффективного функционирования любой экономической системы является проблема выбора. Основные вопросы экономики (что, как и для кого производить), актуальность которых возросла во времена кризиса мировой и национальных экономик, в условиях конкурентного рынка решаются, главным образом, с помощью механизма взаимодействия спроса и предложения.

     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается  вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление - менеджмент.

     Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров. Если вы, например, заметите, что цены на нефть упали, то объяснение этому кроется либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах.

Понятия предложения  и спроса показывают, как они действуют  на конкурентных рынках по отношению  к отдельным благам (товарам и  услугам).

     Актуальность  данной темы состоит в том, что спрос во взаимосвязи с предложением является основным доминирующими фактором в рыночных отношениях, именно он регулирует развитие рынка.

     Цель  исследования: Понять, как определяются рыночные цены, определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность рыночного спроса; рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения; рассмотреть экономический кругооборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Спрос: экономическая сущность и функции.

1.1. История теории потребления и спроса. 

     Теория  потребительского выбора и спроса представляет собой раздел экономики, в котором  изучается вопрос о том, какой  товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя  имеет своей целью выведение  индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости между ценовыми и  неценовыми факторами и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая  теория.

     Формирование  неоклассической теории потребительского выбора уходит корнями в эпоху  маржиналистской революции. Это  было время, когда в качестве центральной  проблемы экономической теории рассматривалась  проблема формирования цены или ценности. В трудах экономистов классиков была тенденция при рассмотрении данной проблемы делать акцент на объективных понятиях, таких как прибыль, заработная плата, рента, характеризующих производственный процесс и определяющих предложение. Творцы маржиналистской революции — К. Менгер, Л. Вальрас и У. С. Джевонс — переместили акцент в сторону индивидуального потребителя и стали подчеркивать значение удовлетворения потребителя для формирования цены товара. Была развита идея, согласно которой при покупке товара потребитель максимизирует полезность — психологическое удовлетворение от использования того или иного блага. При этом действует принцип убывания предельной полезности, согласно которому полезность потребляемого блага убывает по мере увеличения его потребления. Впервые данный принцип был сформулирован одним из предшественников маржинализма Г. Госсеном. Эти идеи позволили объяснить закон спроса: принцип убывания предельной полезности при определенных допущениях можно использовать для объяснения на индивидуальном уровне того, почему при снижении цены потребитель будет склонен купить следующую единицу товара.

     Следует отметить, что порядковый подход к  построению теории спроса имеет ограничение  не только в плане сферы применения (только выбор среди определенных альтернатив). Как показывает эта теория, допущения, принимаемые в рамках порядкового подхода, хотя и мягче тех, которые принимаются при количественном подходе, страдают тем же недостатком, что и последние. Наличие четкой шкалы предпочтений невозможно наблюдать в объективной окружающей реальности. О ее существовании известно только из интроспекции, но из интроспекции известно также и о том, что различные предпочтения имеют разную интенсивность, и оттуда же выводился принцип убывания предельной полезности. Тем не менее, все это было отвергнуто как не имеющее объективного характера и не подлежащее изучению в смысле сопоставления с фактами окружающей реальности. Но тогда на том же основании можно отвергнуть и допущения о шкале предпочтений и, соответственно, - индексную функцию полезности и кривые безразличия. Кривые спроса могут быть выведены исключительно на основе индивидуальных выявленных предпочтений. С точки зрения американского ученого, теорию индивидуального спроса можно сконструировать исключительно на основе наблюдения фактов окружающей реальности. Единственным допущением является транзитивность (последовательность) предпочтений.

     Идея  выявленных предпочтений заключается  в том, что потребитель, повторно делая выбор между различными альтернативами, выявляет свои предпочтения. Если потребитель делает выбор из нескольких доступных альтернатив, то выбранная альтернатива выявленно  предпочитается остальным. При изменении  относительных цен изменится  и набор доступных альтернатив, и тот выбор, который он сделает  в этом случае, даст новую информацию о шкале его предпочтений, либо же обнаружит нетранзитивность его  предпочтений. В последнем случае потребительское поведение является нерациональным и, следовательно, не подлежит научному анализу, так что попытки построения какой-либо функции индивидуального спроса теряют смысл.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Экономическая  сущность спроса и его функции. 

     Рынок – косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.

     Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики.

     Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

     Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату, т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

     Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос представляет собой количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос так же определяет количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

     Категории спроса и предложения лежат в  основе рыночного механизма.

     Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, так как именно она  заставляет производство выпускать  необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей. Однако не всякая потребность может иметь денежное выражение и быть удовлетворенной рынком. Тем не менее, важнейшие жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви,  бытовом обслуживании и, конечно, медикаментах наилучшим образом, как показывает история развития рыночных хозяйств, удовлетворяются через рынок благодаря спросу.

     Функция предложения заключается в общем  виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров  с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке. Изучение спроса связано с установлением фактического потребления средств, выявлением закономерностей спроса с учетом динамики и целого комплекса факторов, влияющих на их потребление. Поэтому основной целью изучения конъюктуры реализации средств является установление, в какой мере конкретное состояние реализации соответствует спросу, как будут изменяться эти показатели в ближайшем будущем и какие меры необходимо принять, чтобы добиться безотказного обеспечения населения и учреждений средствами и другими изделиями, и как все это влияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности. При изучении спроса различают реализованный (удовлетворенный), неудовлетворенный и формирующийся спрос. Реализованный спрос – фактическая реализация средств при достаточном и постоянном их наличии в сети предприятий, занимающихся данной деятельностью. Неудовлетворенный спрос представляет собой спрос на средства, которые поступают на предприятие в недостаточном количестве или неравномерно.  Формирующийся спрос – спрос на новые для данного рынка и его покупателей товаров, еще не прочно вошедшие в сферу потребления.

     При изменении спроса цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

     Рассмотрим  влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские  вкусы. Благоприятное для данного  продукта изменение пот потребительских  вкусов или предпочтений, вызванное  рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей.  Увеличение на рынке числа  покупателей обуславливает повышение  спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на  такое оборудование; снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос  на образование.

3. Доход. Воздействие  спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства  товаров повышение дохода приводит  к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.  Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

Информация о работе Взаимосвязь спроса и предложения