Взаимосвязь спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Понять, как определяются рыночные цены, определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность рыночного спроса; рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения; рассмотреть экономический кругооборот.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 83.57 Кб (Скачать документ)

     Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной - это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена - это независимая переменная, а величина спроса - зависимая переменная.

Каждая точка  графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил  купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в своих  приделах. Закон спроса находит отражение  в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить  определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

     На  любом рынке выступает много  покупателей, поэтому целесообразно  говорить о рыночном спросе. Переход  от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может  быть легко осуществлен по средствам  суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных  ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального  спроса по горизонтали, чтобы вывести  общую кривую спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4  Эластичность спроса 

     Эластичность  спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может  быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень  снижения цен выше прироста спроса. Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать  большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к продукту.

     Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным:

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный:

     Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной  эластичностью.

     Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным:

     Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным:

Формула ценовой  эластичности. Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed):

Ed= Процентные  изменения вычисляются путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции  на то количество продукции,  на которое спрос предъявлялся  первоначально:

Ed= Использование  процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах  при использовании произвольных  единиц измерения.

Ценовой коэффициент  эластичности всегда будет иметь  отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость  количества продукта от цены), поэтому  рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

1. Эластичный  спрос (Ed>1). Если спрос эластичен,  уменьшение цены приведет к  увеличению общей выручки. Потому  что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции,  прирост продаж оказывается более  чем достаточным для компенсации  потерь от снижения цены. Верно  и обратное: при эластичном спросе  увеличение цены приведет к  уменьшению общей выручки.

Если спрос  эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в  противоположном направлении.

2. Неэластичный  спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен,  уменьшение цены приведет к  уменьшению общей выручки. Расширение  продаж оказывается недостаточным  для компенсации снижения выручки,  получаемой с единицы продукции,  и в результате общая выручка  уменьшается. Обратное утверждение  тоже верно,

Если спрос  неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в  том же направлении.

3. Единичная  эластичность (Ed=1). Увеличение или  уменьшение цены оставит общую  выручку неизменной.

Свойства эластичности:

     Эластичность  и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для  кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

     Эластичность  и наклон кривой спроса. Внешний  вид графика не может служить  надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений  цены и количества продукции, тогда  как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

     Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале  может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

     Линейная  кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова  на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

     Факторы ценовой эластичности спроса:

1.Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес  в доходе потребителя. Чем больше  места занимает товар в бюджете  потребителя, при прочих равных  условиях, тем выше эластичность  спроса на него.

3. Предметы роскоши  и предметы необходимости. Спрос  на предметы необходимости обычно  является неэластичным, спрос на  предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени.

     Спрос на продукт более эластичен, чем  длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

       Перекрестная эластичность.Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).

Эта концепция  позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции  Х варьирует в прямой зависимости  от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми  товарами. Чем больше положительный  коэффициент, тем больше степень  заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость  двух данных товаров. Нулевой или  почти нулевой коэффициент свидетельствует  о том, что два товара не связаны  между собой, то есть являются независимыми товарами.

Эластичность  спроса по доходу.

     Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или  иным изменением дохода потребителя. Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

     Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем  ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

     При анализе спроса и предложения  важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее  года -- краткосрочный период. В целом  кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

     Для многих товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а не для  короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских  привычек требует времени, а также  тем, что спрос на один товар может  быть связан с запасом другого  товара у потребителей, который изменяется медленнее.

     Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это  влияет на спрос на автомобили, который  может изменяться только в долгосрочном периоде.

Для других товаров  спрос более эластичен для  краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению  с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение  в суммарном запасе, которым хотят  обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении  изменению объема покупок.

Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров  и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования - обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Взаимосвязь спроса и предложения.

2.1 Экономическое равновесие. 

     Рынки передают информацию в форме цен: людям, которые покупают и продают  товары и услуги. Продавцы и покупателя планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют  купить или продать определенные количества товара.

На каждом рынке  существует множество продавцов  и покупателей, каждый из которых  планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются  для торговли, то оказывается, что  многие не в состоянии выполнить  намеченные планы. Возможно, что общее  количество товаров, которое потребители  планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители  желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям  придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое  потребление по данной цене. Тогда  изменятся планы продавцов.

     Иногда  происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством  товара, которое потребители планируют  купить. Если планы продавцов и  покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В  этом случае рынок находится в  состоянии равновесия.

     Если  государство не вмешивается в  рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение  на конкурентом рынке придут в  равновесие и установится рыночная цена товара и его общий объем  производства.

     Равновесие  возникает при таких ценах  и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, то есть когда количество товаров, которое  хотят купить покупатели, соответствует  количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена- цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Равновесная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Составив график рыночного равновесия спроса и предложения мы можем увидеть точку равновесия.

Точка Е - это  точка равновесия спроса и предложения. Колебания спроса и предложения  изменяют равновесную цену и равновесие количества товаров на рынке.

     Это выражается в следующем:

- увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

Информация о работе Взаимосвязь спроса и предложения