Взаимосвязь спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Понять, как определяются рыночные цены, определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность рыночного спроса; рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения; рассмотреть экономический кругооборот.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 83.57 Кб (Скачать документ)

- уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

- рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

- сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

     Говоря  простым языком, на рынке спрос  и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует  закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически  включает стихийные механизм поиска равновесных цен, те есть равновесия производства и потребления, что  и создает сбалансированность экономики.

     
 
 
 
 
 

2.2 Экономический  кругооборот 

     Экономический кругооборот - это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей , условности схемы кругооборота она отражает главное -- в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

     Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в  расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляет выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

     Эта модель может быть уточнена при помощи включения оборотов внутри секторов. Простая модель кругооборота несколько  идеализирует реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и  денежных ресурсов, а так же то, что  какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители  начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

     Домашние  хозяйства и фирмы платят в  пользу государства налоги, получая  от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может  быть уточнена путем включения в  нее международной торговли. Модель экономического кругооборота имеет  важное значение не только для понимания  механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных  экономических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия  

     Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для  определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения  и оценить уровень конкурентоспособности  продукции, производимой данным предприятием.

     Размер  реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос  всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар. Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

     Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически  постоянен, а при выпуске принципиально  новых товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

     Прогнозирование спроса для различных товаров  различно по сложности. Например, для  автомобильных коробок передач  или химического сырья размеры  спроса достаточно очевидны. А спрос  на товары, имеющие многофункциональное  назначение, не так очевиден. Еще  сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся  строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции  прошлого на будущее. Можно учесть возможность  изменения тенденций в связи  с изменением какого-либо фактора, в  частности, дохода на душу населения.

     Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем  долгосрочные. Спрос с трудом поддается  прогнозу, и еще труднее целенаправленному  воздействию. При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями - конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

     Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое  и возможное предложение со стороны  фирмы можно определит возможный  объем производства. Определение  цены продукции нужно производить  с учетом ряда факторов:

- цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;

- цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;

- цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.

     Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому  в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет  пользоваться наибольшим спросом и  принесет наибольшую прибыль. Получение  наибольшей прибыли означает, что  продукция будет производиться  с меньшими издержками. Известно, что  значительную часть издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать  те виды продукции, производство которых  будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу  продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В условиях свободной  рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения

Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится  максимально полно удовлетворить  собственные потребности при  любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики - ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей.

     Конкретное  положение кривой спроса и кривой предложения определяется рядом  неценовых параметров спроса и неценовых  параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения  к изменениям цены на товар или  любого неценового параметра принято  описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает  с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании  которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов  по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению  существующей цены в направлении  к равновесной цене, что не исключает  варианта колебаний цены на товар  вокруг равновесного значения при слишком  больших корректировках первоначальной цены. Мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

     Ценовая эластичность спроса измеряет степень  чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители  относительно нечувствительны к  изменениям цен, спрос неэластичен.

     Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

     Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его  принадлежность к предметам необходимости  или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все  это факторы, влияющие на эластичность спроса.

     Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

     Поскольку целью данной работы являлось общее  описание экономического содержания спроса, предложения и их взаимодействия, то исследование спроса, предложения  и их взаимодействия было произведено  на примере самых общих простейших ситуаций, а иные конкретные ситуации могут быть предметом отдельного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

1. Баликоев В.В.  Экономическая теория: Учебное пособие  / В.В. Баликоев, - Новосибирск: Лада - 2009. - 675 с.

2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической  теории / Е.Ф.Борисов. - М. : Высш.шк., - 2008. - 319 с.

3. Ведутая Е.Н. - Стратегия и экономическая политика  государства: Учебное пособие  для студентов Е.Н. Ведутая. - М.: Академия. - 2003. - 456 с.

4. Видятина В.И., Добрынина А.И. - Экономическая теория / В.И. Видятина, А.И. Добрынина  - М.: Инфра - 2003. - 714 с.

5. Камаев В.Д.  Экономическая теория: учебник \ В.Д. Камаев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 395 с.

6. Красникова  Е.В. Экономика переходного периода  / Е.В. Красникова. - М.: Омега-Л, - 2006. - 341 с.

7. Лившиц А.Л., Никулина И.Н. Введение в рыночную  экономику / А.Л. Лившица, И.Н.  Никулина. - М.: Высшая школа, - 2003. - 259 с.

Информация о работе Взаимосвязь спроса и предложения