Взаимосвязь спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Понять, как определяются рыночные цены, определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность рыночного спроса; рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения; рассмотреть экономический кругооборот.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 83.57 Кб (Скачать документ)

4. Цены на  сопряженные товары. Приведет ли  изменение цены на сопряженный  товар к повышению или снижению  спроса на рассматриваемый продукт,  зависит от того, является ли  этот родственный товар заменителем  нашего продукта (взаимозаменяемым  товаром) или сопутствующим ему  (взаимодополняющим товаром). Когда  два продукта взаимозаменяемы,  между ценой на один из них  и спросом на другой существует  прямая связь. Когда два товара  являются взаимодополняющими, между  ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

 5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.           Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается). Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны также  случаи, когда предложение и спрос  изменяются в одном и том же направлении.

     Сначала предположим, что и спрос и  предложения увеличиваются. Чтобы  определить изменение равновесной  цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта  больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится. Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

     Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной  стороны, и увеличение спроса и предложения - с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена - количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта.

     Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую  с применением данных ресурсов. Иначе  говоря, последние удовлетворяют  потребности не прямо, а через  готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы  также является величиной зависимой - прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов - предельный продукт (в денежном выражении - предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы -предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации - уменьшается.

Наконец, изменение  спроса на данные ресурсы зависит  от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения  являются дополнительными по отношению  к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

     При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый - эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй – эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал).Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса, на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

     Эластичность  этого спроса определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

     Изменения в спросе на ресурс:

1. Изменение  в спросе на продукт. При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение  производительности. Изменение в производительности использования ресурсов ведет к однонаправленному изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

1). Увеличение  числа ресурсов, непосредственно  связанных с данными ресурсами.

2). Технологические  усовершенствования.

3). Повышение  качества самого рассматриваемого  ресурса.

4). Изменение  цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые  и взаимодополняемые ресурсы).

1.3 Закон спроса 

        Спрос – это платежеспособная потребность  покупателя в данном товаре при данной цене. Величины спроса должны иметь  определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса.

Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар  и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.  

Закон спроса имеет  общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1.). 

график 1 

        Кривая  спроса – кривая, показывающая, какое  количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам  в данный момент времени. Кривая имеет  отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис.2а).

        Экономисты  объясняют действие закона спроса тремя  эффектами.

«Эффект роста  выгоды». Снижение цены уменьшает расходы  потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем  расходов, покупатель получит больше полезности.

        «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет  на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это  равнозначно увеличению денежного  дохода покупателя.

        «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая  другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

P P

 S

 

      D

0 Q 0 Q

Рис 2 (а)                                                                                        (б)

                                                                                      

Закон не действует  в следующих случаях:

-       при ажиотажном спросе, вызванном  ожидаемым повышением цен;

-     если  покупатели ожидают дальнейшего  снижения цен;

-      для редких и дорогостоящих  товаров (золото, драгоценности,  дома), являющихся средством помещения  денег;

-      при переключении спроса на  более качественные и дорогостоящие  товары.

     Бывают  случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это  не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при  прочих равных условиях.

     Существование закона спроса подтверждают некоторые  факты:

1. Обычно люди  действительно покупают данного  продукта больше по низкой  цене, чем по высокой. Уже тот  факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством  их веры в закон спроса. Предприятия  сокращают свои товарные запасы  не путем повышения цен, а  путем их снижения.

2. В любой  данный период времени каждый  покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько  более высоком уровне анализа  закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения.  Эффект дохода указывает на  то, что при более низкой цене, человек может позволить себе  купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении  каких-либо альтернативных товаров.  То есть, снижение цены продукта  увеличивает покупательную способность  денежного дохода потребителя,  а поэтому он в состоянии  купить большее количество данного  продукта, чем прежде. Более высокая  цена приводит к противоположному  результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется  стимул приобрести дешевый товар  вместо аналогичных товаров, которые  теперь относительно дороже. Потребители  склонны заменять дорогие продукты  более дешевыми. Эффект дохода  и замещения совмещаются и  приводят к тому, что у потребителя  возникает способность и желание  покупать большее количество продукта по более низкой цене. Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Информация о работе Взаимосвязь спроса и предложения