Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:39, курсовая работа
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. От уровня безработицы зависит многое, и прежде всего такие факторы, как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень миграции.
Введение.
Рынок труда и его структура.
2.1. Спрос на труд и предложение труда. Равновесие на рынке труда.
2.2. Функции рынка труда. Классификация рынков труда.
3. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости.
3.1. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы.
3.2. Кривая Филлипса. Государственное регулирование рынка труда.
4. Рынок труда в России и ПРС: специфика и проблемы.
4.1. Основные проблемы занятости молодежи и их решения.
4.2. Рынок труда в Росси и ПРС в современном мире.
5. Заключение.
По оценкам МОТ за 2003-2004 годы численность безработных в мире увеличилась на 20 млн. человек и к концу 2004 года достигла 180 млн. человек. Безработица возросла во всех странах: промышленно-развитых (ПРС) и развивающихся (PC). Подавляющее большинство безработных составляют женщины, так как они в основном заняты в отраслях, быстро реагирующих на экономические потрясения. Кроме того, все большее число молодежи, выходящей на рынок труда, не может найти себе работу. Хотя уровень безработицы среди молодежи снизился в конце 1990-х годов; в начале нового века он опять начал увеличиваться.
Несмотря на значительный рост мировой экономики в 2006 году, количество безработных в мире достигло рекордного уровня – 195,2 миллиона человек или 6,3 % от трудоспособного населения планеты. Об этом сообщила Международная организация труда (МОТ) в своем докладе “Глобальные тенденции в сфере занятости - 2007″. Стоит отметить, что показатель 2006 года практически не изменился по сравнению с 2005 годом.
В своем отчете МОТ отмечает, что в последнее десятилетие значительный экономический рост привел к росту производительности труда в мировом масштабе на 26 процентов. При этом число работающих в мире выросло лишь на 16,6 процента.
Трудное экономическое положение толкает людей на поиски работы в неформальном секторе экономике, где занятость нестабильна, а зарплата более низкая. В отличие от прошлых лет, сейчас неформальная экономика в PC не может поглотить всех работников, не получивших работу в секторе официальной экономики. Рост занятости в неформальном секторе приводит к увеличению численности бедных трудящихся, которая к концу 2004 года достигла 550 млн. человек, т.е. уровня, зарегистрированного в 1998 году. Сохранение этой тенденции может поставить под сомнение достижение целей по сокращению бедности в мире вдвое к 2015 году, поставленных ООН.
Доля экономически активного населения ПРС и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%. Чтобы новые рабочие места способствовали сокращению бедности, они должны обеспечивать достойную зарплату и высокую производительность. В противном случае возрастет численность бедняков. Указывается, что для сокращения бедности и поглощения вновь прибывающих на рынок труда к 2010 году необходимо создать около 1 млрд. рабочих мест. Одновременно должна проводиться политика ускорения экономического роста. Низкие темпы экономического роста в промышленно-развитых странах оказывают отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних.
Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест.
Но последние события, а именно мировой финансовый кризис изменил положение многих вещей и в честности занятости и безработицы.
Финансовый кризис перерастает в России в масштабный спад производства, которому всегда сопутствует сокращение рабочих мест. Власти признали проблему: об угрозах для рынка труда говорит президент Медведев, а премьер Путин в речи на съезде «Единой России» не забывает пообещать увеличение пособий по безработице. На самом деле государство к массовым увольнениям не готово. К концу октября в России 4,6 млн. человек искали работу, то есть могли быть отнесены к безработным по методике Международной организации труда. Это 6,1% экономически активного населения, что по европейским понятиям не так много — в Германии, например, 7,4%. Но главное — все последние годы безработица только снижалась. Однако в октябре она выросла на 1,7%. При этом сейчас в России официально зарегистрировано в качестве безработных лишь около 1,3 млн. человек, остальные предпочитают решать свои проблемы самостоятельно и не докучать государству. В условиях растущей экономики это было нетрудно, но теперь тенденция меняется. Опубликованный недавно прогноз Всемирного банка, который ожидает 6,5% безработных в 2009 г., уже кажется консервативным. Российские эксперты готовятся к худшему. Руководитель Центра социальной политики Евгений Гонтмахер считает, что, если кризис усилится и рост ВВП в 2009 г. будет нулевым, без работы останутся 1,5-2 млн. человек. А вице-президент РСПП Федор Прокопов уверен, что рискуют быть уволенными около 4 млн. человек, или примерно 10% всех работающих. Именно такую долю лишних сотрудников большинство компаний набрали в тучные годы.
Основной рост числа безработных еще впереди. Сейчас компании предпочитают сокращать не персонал, а рабочее время и зарплаты или отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Никто не отменял и увольнений по собственному желанию, позволяющих сэкономить на каждом увольняемом до пяти зарплат (две — после предупреждения об увольнении, две — в период трудоустройства и еще одну — если человек за два месяца не нашел новой работы). Да и сами компании не слишком хорошо представляют свое ближайшее будущее. Получить более адекватную информацию можно, если не ограничиваться данными о количестве безработных. Вице-президент РСПП Федор Прокопов, в 1990-е гг. возглавлявший Федеральную службу занятости, уже давно предлагает создать в стране национальную систему прогнозирования рынка труда. Для этого оперативную статистику по безработице нужно дополнить целым набором индикаторов, в частности сведениями о создании новых рабочих мест, количестве вакансий, а также данными по невозврату потребительских кредитов, пояснил Прокопов.
Государству придется отлаживать не только систему подсчета потерявших работу, но и механизмы их поддержки. Пока в антикризисном плане правительства на этот счет всего три пункта. Первый — организация консультационных центров и горячих линий по безработице. Это не потребует дополнительных средств, поскольку относится к прямым обязанностям служб занятости. Второй — увеличение финансирования активной политики занятости. Речь идет прежде всего о центрах переквалификации. По оценкам главы думского комитета по труду и социальной политике «единоросса» Андрея Исаева, на выстраивание сети последних во всех городах-миллионниках потребуется около полугода и 10 млрд. руб. И наконец, повышение пособий по безработице. Вообще-то это главный способ смягчить остроту проблемы. Приличное пособие позволяет работникам относительно спокойно искать работу. В США, в зависимости от штата и стажа, пособие составляет $200-400 в неделю. В Германии пособие для безработного и его семьи (супруга плюс ребенок) может доходить до €900 в месяц.
В России тоже пытаются заплатить безработным побольше. До кризиса предполагалось, что максимальная величина пособия вырастет в 2009 г. с 3124 до 3450 руб., но на минувшей неделе премьер Владимир Путин предложил, учитывая нынешний момент, увеличить его до 4900 руб.
Но и это не сумма, которая могла бы гарантировать социальную стабильность в период кризиса. Если бы в России можно было прожить на пособие, возможно, правительство позволило бы себе открытую безработицу, говорит Ирина Денисова из Центра экономических и финансовых исследований и разработок. А так, скорее всего, государство продолжит политику последних лет по искусственной поддержке занятости, благо передел собственности последних лет привел к тому, что в госсекторе трудится более половины всех занятых.
На опасности такой стратегии указывает руководитель Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Если бы государство позволило себе открытую безработицу, работодатель мог бы максимально снять с себя издержки кризиса, что полезно для экономики. Худших пришлось бы уволить, но остались бы лучшие, которые в будущем оказались бы драйверами развития. Именно они будут выращивать квалифицированных специалистов из новичков, когда кризис закончится. Пока же государство считает, что лучше бедность — большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, — чем безработица с ее политическими рисками. Если не отказаться от такого подхода сейчас, то кризис не будет использован для повышения эффективности занятости. Между тем концепция-2020, от которой власть не хочет отказываться, основана на идеологии скачка. Путин, например, говорил об увеличении производительности труда в 4 раза. Но сейчас власть выбирает между далеким призраком инновационной экономики и социальной стабильностью, которая нужна здесь и сейчас. Какой выбор она сделает — угадать нетрудно.
В России экономически активного населения — примерно 75 млн. Безработных — не зарегистрированных, а подсчитанных по методике Международной организации труда — где-то 6%. По мировым меркам, это — очень низкий показатель. Однако если в следующем году, как предсказывают многие экономисты, у нас будут нулевые темпы роста ВВП, то число безработных удвоится. Нынешние 6% уже к следующей осени могут превратиться в 10–12%. Но при этом безработица будет распределяться по различным территориям отнюдь не равномерно.
Центры занятости к такой ситуации не готовы. В 1991 году у нас была создана весьма профессиональная Федеральная служба занятости, которая очень хорошо себя проявила в ходе разнообразных кризисов 90-х годов. Там было лучшее по тем временам оборудование, отлично подготовленные кадры. А потом центры занятости кто-то решил из Москвы передать в регионы, после чего началась деградация системы.
Выход, как подсказывает экономическая
история, один: резко активизировать бизнес
— прежде всего малый и средний. Объявить
для малого бизнеса налоговые каникулы
на несколько лет. Освободить его от проверок.
А первой новостью программы «Время» показывать,
как наказан конкретный чиновник, который
направил лишнюю проверку на предприятие.
Но только экономическими мерами ситуацию
в социальной сфере не спасешь. Требуется
политическая воля, чтобы перевести страну
с ручного режима управления в режим договоренностей,
дискуссий, обсуждений. Ситуацию должны
регулировать не два человека, пусть даже
очень умных, а общественные институты.
Только с их помощью можно избежать серьезных
социальных катаклизмов в эпоху кризиса.
5.
Заключение.
Проблема безработицы и занятости занимает ведущее место в развитии каждого государства. От этого зависит уровень жизни населения и существование людей, живущих за чертой бедности.
Анализ тенденций в сфере занятости показывает перспективу к увеличению уровня безработицы в мире. Безработица возросла во всех странах: промышленно-развитых и развивающихся.
С безработицей уже на протяжении десятилетия борются во всем мире и разрабатывают различные меры по ее снижению, которые должны помочь решить одну из главных проблем общества.
В рыночной экономике практически невозможно полностью устранить безработицу как явление, но необходимо обязательно предпринимать активные меры по ее снижению до приемлемого уровня, который бы обеспечил нормальное функционирование экономики государства и процветание каждого человека.
Проблему развития, поддержания и регулирования российского рынка труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной
политики занятости требует прогнозирования
основных показателей занятости и развития
трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных
исследований в этой области. Необходимы
постоянный контроль и анализ реальной
безработицы, которая качественно меняется.
Требуется психологическая подготовка
людей к этому социальному явлению. Правовая
безграмотность большей части населения
делает его беззащитным в случае массовых
увольнений. Юридическое просвещение,
в том числе в отношении прав человека,
помощь и консультации всем, оказавшимся
без работы, должны стать частью государственной
политики.