Формирование культуры речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Считаю, что только система работы по развитию речи позволила за 4 года обучения в начальной школе сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды сочинений.

 

Заключение

 

 

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

 

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.

 

Для достижения цели использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений.

 

С 1 класса работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний.

 

Основное направление работы во втором классе - это работа над связностью текста.

 

3 класс - составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану.

 

4 класс - составление текстов - повествования с элементами описания и рассуждения.

 

Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах.

 

Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила к более сложной творческой работе - характеристике героя.

 

Таким образом, к концу начальной школы подвела своих учеников к требованиям 5 класса, где продолжилась работа по дальнейшему развитию умения точного, уместного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям. Характеристика «живых» людей, литературных героев, в жанрах художественного стиля.

 

Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.

 

 

Список литературы

 

 

1. Балашова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного. //Начальная школа. 1998. - №10. -с.70-75.

 

2. Бескоровайная ,Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Р., 2002.

 

3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.

 

4. Васильева ,А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1990.

 

5. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. - М., 1989.

 

6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1991.

 

7. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением. //Начальная школа. 1991. №5 - с.26.

 

8. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Пачатковая школа. - 2004. - №6. -с.20.

 

9. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.

 

10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

 

11. Львов,М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 1985.

 

12. Львов, М.Р. Виды речи. - 2000. - №5.

 

13. Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения.- М., 2004.

 

14. Романовская ,З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова. //Начальная школа. - 1994. - №8.- с.16.

 

15. Руководящие документы РБ (образовательные стандарты) Министерство образования РБ. - М., 1999.

 

16. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //Начальная школа. - 2003. - №2. - с.10.

 

17. Тикунова, Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М., 1992.

 

18.Уидзенкова, А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. - Е., 1997.

 

19. Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах. - М., 1986.

 

20. Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. //Начальная школа. - 2002.-№1.-е.18.



Информация о работе Формирование культуры речевого общения