Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа
Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы
Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем дворе. На березке, которая растет у моего окна, осталось еще несколько листочков, их можно пересчитать...
Следующий урок отводится на написание сочинения по коллективно составленному плану.
1. Осенний парк.
2. Деревья осенью.
Осенний парк
Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в осенний парк. Он был укрыт разноцветным ковром -это опавшие листья. Я слышал, как шуршали они под ногами.
В парке росли хвойные и лиственные деревья. Только осенью я по-настоящему оценил красоту деревьев. Рябина нарядилась в красные бусы и серьги, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными. А березки, словно в золоте. Деревья роняли свою листву и украшали ели и сосны.
Мне очень понравился осенний парк.
При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь». Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.
У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик — беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком. Кормлю я Пинчера коноплей и рапсом. Пьет водичку из поилки, а купается в купаленке. Я очень люблю свою птичку.
Подводя итоги работы по развитию речи в 3 классе, могу сделать вывод, что у детей повысилась не только культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.
Система работы по данной проблеме отрабатывалась и в 4 классе.
Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.
Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения. Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка». Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.
Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.
Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.
Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.
А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.
Уроки русского языка тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, технологии. Например, проводила интегрированный урок русского чтения и технологии. Дети знакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и выполняли объемную аппликацию панно «Осенний лес». (Приложение №7)
Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.
Листья падают в лесу...
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу -
Листья мне согреют душу.
А затем после предварительной подготовки (Экскурсия в лес, работа по картине И. Остроухова «Золотая осень», лексическая подготовка) ребята написали сочинение на тему «Осенний лес».
Задача: собрать материал для сочинения.
Вот как проходила эта работа.
В классе был вывешен плакат с кармашками. Ребят поделила на 4 группы, каждая группа получила определенное задание. Дети записывали слова, относящиеся к теме сочинения.
Воздух
Погода
Листья
Ветер
Солнце
свежий унылая золотые сильный яркое
лучезарный печальная пурпурные влажный тусклое
хрустальный прощальная алые холодный грустное
чистый грустная багряные порывистый задумчивое
теплый скучная разноцветные легкий
ядреный сумрачная пестрые ласковый
славный угрюмая желтые тихий
ненастная мягкий ковер
пятнистые
Небо
Осень
Дождь
Туман
ясное волшебница моросящий молочный
голубое золотая теплый
темное красавица холодный
облачное дивная нудный
хмурое славная затяжной
неподвижное очаровательная
печальная
дождливая
хмурая
чародейка, как
и зима
Составляли на уроке с этими словами словосочетания и помещали в следующий кармашек «Осенние словосочетания» (Дивная пора, золотая волшебница, изумительный день, приятное впечатление, ласковый ветерок).
Дети подбирали пословицы к данной теме (кармашек «Пословицы об осени»)
Одна из форм работы, входящая в подготовку к написанию сочинения, распространение предложений. Например: Наступила осень. После эюаркого лета наступила золотая осень (дивная пора), (Кармашек «Твое предложение об осени»)
Подбирается эпиграф или используют свое сочиненное стихотворение.
Проводила орфографическую подготовку. Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.
При выполнении работы у ребят возникали трудности в постановке знаков препинания в сложных предложениях. Поэтому использовала схему «Помни знаки препинания».
Всем классом мы ходили на экскурсию в лес. Стоял теплый осенний день. Ярко светило солнце. Дул ласковый тихий ветерок. Небо было голубое. В лесу мы увидели, что листья тополя и клена пожелтели и стали опадать. Листьями была устлана вся земля. Казалось, расстелен золотистый ковер. Мы прислушались. Листочки шелестели. Они рассказывали осеннюю сказку. Хорошо осенью в лесу!
Наступила золотая осень. Входишь в лес и как будто попадаешь в сказку. Каждое дерево имеет свой особенный наряд. Береза одета в ярко-желтое платье, а осина в красное. Одна только елочка не сняла свой зеленый костюм. Все птицы давно улетели, только изредка слышно робкое щебетание воробья. Вся трава пожелтела и засохла. Хорошо осенью!
Совсем другие цели и задачи ставила, когда ребята писали сочинение по теме «Зима», используя при этом картину А.Платонова «Первый снег». Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.
При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась - создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.
Отрывок из урока
- Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?
- На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)
- Правильно. Картины природы - леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.
- Ваша задача - описать картину А.Платонова «Первый снег». Затем провожу анализ картины:
- Почему художник так назвал свою картину?
- Какого цвета снег, дома, одежда детей?
- Почему художник использует такие разноцветные сочетания?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Затем проводится подготовительная работа:
1. Постановка знаков препинания.
2. Орфографическая работа.
Вывешивается план написания сочинения:
1. Показать самое главное на картине.
2. Описать действия, явления последовательно.
3. Назвать время и место действия.
Можно предложить два плана сочинения по картине.
План зрителей
I. Первый снег.
1. Описание снега.
2. Описание детей.
3. Описание окрестности.
П. Какие чувства вызвала картина
Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения-описания.
Приведу некоторые из них.
Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».
Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.
У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.
Передо мной картина известного художника А.[1латонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.
А вот совсем другое сочинение.
Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.
Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.
Сочинение с элементами рассуждения - новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.
К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».
Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. Мои вопросы помогают детям определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План записывается на доске. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо». Т.к. сочинения на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде («Удачный рисунок») и заключительное предложение у каждого ученика будет различно по лексическому составу.
Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части: 1-я - то, что объясняется или доказывается; 2-я - само объяснение или доказательство; 3-я - выводы.
Почему на Луне нет жизни?
Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой, И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.,