Формирование культуры речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

 

Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее показать идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного. [19;10-38]

 

Во 2 и в 3 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого- то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

 

Так постепенно школьники подготавливаются к 4 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своей любимой книге, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения - отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений. [ 19; 16].

 

Обучение письму отзывов в 4 классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.

 

На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

 

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее, можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

 

Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное.[10;20]. В 3 классе тоже можно писать отзывы, но здесь нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа еще трудна[10;10-38].

 

Так в начальных классах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли и чувства: речь мотивируется.

 

В 4 классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства - это заметка в газету, например: «На животноводческой ферме» (по экскурсии), «Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

 

Заметка - это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. В 4 классе (реже в 3 классе) проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.

 

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.

 

К сочинениям - миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках русского языка, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров.

 

 

Интервью по прочитанной книге.

 

1 этап. Вспомнить книгу или статью.

 

 

2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

 

 

Подготовительным этапом над сочинением является работа над связностью текста. Она проводится как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Например, использовали такие группы упражнений:

 

1 .Из двух предложений выбрать то, порядок слов которого поможет связать это предложение с первым и третьим предложениями текста. Объясните свой выбор.

 

1. Поперек рек ставят плотины.

 

2._____________________.

 

3. Они посылают ток заводам, фабрикам, колхозам.

 

Вариант второго предложения: Возле плотин строят электростанции. Электростанции строят возле плотин.

 

2. Вписать в предложения подходящие слова с предлогами.

 

Тучи ползут_____ _____. Школьники идут____ ____. Птенчик сидит____ _____. Рабочие идут____ ____. Лист оторвался ________. Ребята пришли ________. Самолет пролетел ________.

 

3. Составить из слов предложения так, чтобы продолжить начатый текст. Списать, подчеркнуть слова, которые переходят из предыдущего предложения в последующее и соединяют их.

 

Пруд зимой не замерзает. На, есть, середине, пруда, островок. А, будки-домишки, на нем. Прячутся, в, утки, будках. На, выходят, они, не боятся, берег, и, людей.

 

4. Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу.

 

Их встретил молодой рабочий.

 

Эти машины выпускает завод.

 

Ученики пришли на завод.

 

Он показал ребятам тракторы и комбайны.

 

5. Прочитайте текст. Какие слова связывают предложения друг с другом? Замените повторяющиеся слова словами из справок. Какой текст более точно рассказывает о несчастье синички?

 

Аня и Нина нашли синичку. Синичка еще не умела летать. Синичка жалобно пищала в траве. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку. (Слова для справок: она, бедная птичка, крошка)

 

6. Прочитать предложения. Использовать слова для справок для соединения этих предложений в текст. Почему выбраны именно эти слова?

 

У лисицы в норе подросли лисята. ____ учит их ловить добычу. ____

 

строго следит за учениками.____ ____ смело бросаются на все, что движется.

 

Слова для справок: лиса, лисица, мать, учительница, плутовка, лисята, маленькие охотники, малыши.

 

7. Расположить предложения так, чтобы восстановить текст стихотворения.

 

1. Стали птицы песни петь,

 

Сквозь лесной валежник.

 

И расцвел подснежник.

 

Пробирается медведь.

 

2. Я в руке держал флажок.

 

Дул в лицо нам ветерок.

 

И пошли мы на парад.

 

Взял меня с собою брат,

 

8. По вопросам и словам, которые справа, составить рассказ о приключениях медведя. Придумать название рассказу, В начале или в конце предложения вы расположите слова, которые обозначают то, что уже известно из вопроса?

 

1. Что захотелось медведю? мед

 

2. Что он сделал? косолапый, забраться, пасека,

 

на

 

3. Как медведь доставал мед? разбить, ульи, разбойник

 

4. Кто встревожился? пчелы

 

5. Что они сделали? налететь, на, гость,

 

непрошеный, хозяйки, стали

 

жалить, и

 

6. Как ведет себя медведь? отбиваться, Мишка,

 

но, уходить, не

 

7. Почему медведь не уходил? уж, больно, сладок, мед

 

Назовите слова, которые помогают соединять предложения в этом рассказе. Какую задачу выполняют в рассказе слова, близкие по значению?

 

9. Изложение по вопросам учителя (Текст записан на доске).

 

Пастушонок

 

Пастушонок Гриша живет в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву.

 

Вопросы: 1. Где живет пастушонок Гриша?

 

2. Куда он приводит телят?

 

3. Что делают телята у ручья?

 

Работа над изложением готовит детей к написанию сочинения.

 

10. Составить и написать несколько предложений на тему «Школа», используя данные слова. Ученики, учительница, ребята, дежурные, класс.

 

11. По первому предложению придумайте рассказ. Для связи в предложении используйте слова: малыш, непоседа, проказник, шалун.

 

Мой котенок Пушок очень любит играть.

 

Возможные предложения: Малыш ловит и теребит свой хвост. Непоседа много бегает и прыгает. Проказник любит притаиться и неожиданно напасть на мои ноги. Шалун иногда кувыркается на диване. Веселый у меня котенок!

 

12. Выполняя это упражнение, школьники учатся связывать смежные друг от друга предложения в тексте таким образом, что в последующем предложении воспроизводится содержание какой-то части предыдущего предложения путем простой синонимической замены слов и конструкций.

 

Наши пограничники зорко охраняют рубежи родной страны. Бойцы днем и ночью несут службу на границе. Воины всегда готовы защищать мирный труд людей.

 

У детей вырабатывается умение выбирать лексические средства связи с учетом темы и главной мысли высказывания.

 

Яркая, эмоциональная речь - это «живая вода» для детей младшего школьного возраста. Для составления образных предложений (3-4 класс) я использую четыре блока карточек: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна». Каждая карточка из блока посвящена определённому явлению (предмету).

 

Например: блок «Зима» (ветер)

 

Ветер гулял (в чём? чего?)

 

Гнёт (к чему?) (какой?) ветер (что?)

 

Завывает (где?) (какой?) ветер

 

Гонит (по чему?) ветер (что?)

 

Работаем по схемам сначала коллективно, а потом в парах. Предложения записываем, завязываем «узелки на память», то есть постепенно собираем материал для сочинений.

 

Пример карточки из блока «Зима».

 

1.Ветер. 2. Деревья. 3. Снег. 4. Вьюга. 5. Облака. 6. Птицы.

 

Эта подготовительная работа к сочинению по серии картин или по картинному плану. В 3-4 четверти (3 класс) предложения составляем уже без схем. Затем коллективно редактируем их и записываем в тетради.

 

Например: Сегодня большой мороз.

 

Какими словами лучше заменить слово «большой»? (крепкий, сильный).

 

А как еще можно сказать? (Сегодня морозный день).

 

А как вы ощущаете мороз на себе? Мороз щиплет лицо и руки. Снег трещит под ногами.

 

А можно слово «трещит» заменить более удачным? (скрипит)

 

А теперь повторим все предложения. Посмотрите, у нас получилось маленькое сочинение. Давайте запишем.

 

Такая работа по развитию речи обогащала словарный запас детей, позволяла перейти к творческому заданию - написанию сочинения.

 

Письменное сочинение во 2 классе - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах. Работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность, при подборе тематики сочинений учитываю интересы учащихся. Например: «На прогулке», «Снег идет».

 

Работу провожу по такому плану:

 

1. Устное рассказывание по теме сочинения (дети высказывают свои личные впечатления по теме).

 

2. Чтение плана, записанного до урока или коллективная работа над планом.

 

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

 

4. Связный рассказ по плану.

 

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

 

6. Проверка написанного.

 

Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включала элементы описания. Это работа по серии картин или картинному плану (например, на тему «Весна»).

 

Сочинение по наблюдениям на тему «Первый снег».

 

Работа над таким сочинением начинается от накопленного материала к теме. Например: Я видел, как падал снег. Он покрыл всю землю. Мне понравился снег.

 

Учащиеся моего класса очень любят сочинения-миниатюры. Они очень удобны, т.к. подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени, длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.

Информация о работе Формирование культуры речевого общения