Формирование культуры речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

 

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.

 

 

1.3 Анализ методического опыта

 

 

Последовательность работы над сочинением-рассуждением.

 

Памятка.

 

1. Коротко и ясно сформулируй тезис.

 

2. Подбери убедительные доказательства тезиса (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения и т. д.).

 

3. Сформулируй вывод.

 

Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

 

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений, рассказов.[12;55-55]

 

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (в 4 классе сами дети) может и по- другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями - стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.

 

Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.

 

Поверхностное раскрытие темы - один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.

 

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения [12;55]. Для гармонического развития учащихся оба способа важны.

 

Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.

 

2 этап. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.

 

3 этап. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.

 

 

4 этап. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали [19;34].

 

 

Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов

 

 

2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений

 

 

Психологами доказано, что ребёнок осваивает письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы «сочиняет». Собственное «сочинительство» мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью «высказать себя», либо стремление оставить запись «на будущее», напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше.

 

Научить детей писать сочинение правильно и красиво - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир по-своему. Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если белое облачко предстанет перед ребёнком только как скопление серых капель, мир детства поблекнет, детская мысль будет вялой. Поэтому считаем, нужно пробуждать, одухотворять, вдохновлять ум детей красотой слова, мысли. С первых дней пребывания ребёнка в школе заботимся о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности. Используем те умения, которые дети приобрели в дошкольных учреждениях.

 

Например, обучение связному рассказу по образной игрушке строилось на использовании принципа аналогии. Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Шестилетки должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям прочли план будущего рассказа, предложили дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.

 

Приводим план рассказа.

 

украсим класс к празднику Прощания с Букварем.

 

Сочиняли сказки по содержанию данной.

 

Задача: будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас. Например.

 

1. Рассказывание учителем сказки «Гусенок» по Н. Гернет:

 

«Жила-была девочка Аленка. У нее был гусенок Дорофей, которого она прилежно пасла каждое утро. Только гусенок направился в болото, как Аленка кричит: «Дорофей». Гусенок поворачивает назад. Устала Аленка прыгать по лугам и болотам, прилегла отдохнуть, а тут и Лиса. Хвать гусенка и потащила в лес».

 

2. Добавление нового героя

 

- Давайте подумаем вместе, что же делать Аленке, как гусенка спасти. - Добавим в эту сказку новых героев - Старика - Лесовика и волшебный велосипед.

 

3. Совместное с учителем творчество детей по сочинению новой сказки о гусенке Дорофее.

 

4. Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником.

 

5. Иллюстрирование понравившихся эпизодов сказки.

 

В период обучения грамоте (1 класс) дети не пишут связных текстов, хотя и составляют их устно, а пишут лишь слова. Но и отдельное слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина «Лес». «Луна» или если она служит для обобщения отрывка из связного текста.

 

Для маленьких авторов выбираем темы, связанные с впечатлениями и наблюдениями над окружающей их жизнью. Это способствует тому, что у пишущего сочинение ученика появляются мысли, чувства, которые он стремится передать в своей работе соответствующими словами, словосочетаниями, предложениями.

 

Например, были в сквере, любовались желтеющими берёзками. В классе вспомнили прогулку и написали слово «берёза», которое в данном случае для детей обобщает массу впечатлений и является темой для сочинения. Рассмотрели картину в букваре, рассказали, что на ней нарисовано, дети пишут слово «зима», и это опять-таки является темой для сочинения, так как за словом «зима» стоит целая картина, она навевает определённые воспоминания.

 

Если научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, весенние воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья, растущие возле школы, в ясную, туманную погоду), то «заговорит» каждый ученик. Поэтому перед уроком обучения грамоте (1 класс) предлагаем детям задания: утром и вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе и затем на уроке записать 1-2 предложения о том, что их особенно поразило, что больше всего им запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир.

 

Вот, к примеру, как первоклассники писали об одном зимнем дне (2-е полугодие):

 

1. На улице холодно. Небо серое и печальное.

 

2. Сегодня день пасмурный и туманный.

 

Но вот погода изменилась (приближается весна), и дети пишут:

 

1. Ярко светит весеннее солнце. Оно согревает своими лучами землю.

 

2. Сегодня солнечный день. Ласково веет ветерок.

 

Один и тот же день, одни и те же явления природы дети увидели по-разному.

 

Если такие задания давать систематически и не просто записывать 1-2 предложения, но и анализировать их, то такая работа непременно будет полезной. Дети сравнительно легко станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.

 

На первых порах ученики составляют рассказы по готовому плану.

 

О погоде.

 

1. Какой сегодня день?

 

2. Небо.

 

3. Солнце.

 

4. Ветер.

 

5. Деревья.

 

6. Животные.

 

7. Моё отношение.

 

Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые, речевые и интеллектуальные способности.

 

Представляем один из вариантов такой комплексной работы. Она строится на основе тематических групп слов и позволяет органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу. Правильно организованная беседа способна обеспечить выбор слов, соответствующих заданной теме, наполнение слов реальным содержанием.

 

Эту работу представляем в игровой форме. Называем «Слова -рассказчики».

 

Вот как примерно строю беседу для выявления тематически связанных слов и формирования смыслового поля для будущих высказываний.

 

1. Дети приглашаются к игре (Давайте поиграем в языковую игру «Слова -рассказчики».) Затем объявляется «герой» игры (предмет разговора) - лиса. Показывается картинка. Задаются вопросы: Кто это? (Лиса) Как можно лису назвать ласково? (Лисонька) Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.

 

- Сейчас мы будем вспоминать все, что знаем о лисе, и подбирать слова, которые помогут нам рассказать что-то важное и интересное о жизни лис, их особенностях, повадках.

 

- Кто такая лиса? Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Понадобится). Запишем это слово в таблицу.

 

- Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.

 

- Если лиса — животное, значит, она где-то живет. Слово жить нам нужно будет для того, чтобы что-то рассказать о лисе? (Нужно) Запишем слово жить.

 

- А где живут лисицы? (В лесах, зоопарках). Запишем слова лес, зоопарк.

 

- А где лисы устраивают свои норы? Запишем слова устраивать, делать. Запишем также слово нора.

 

- Какой этот зверек по размеру? (Средний) Запишем слово средний.

 

- А вам нравится этот зверек? (Нравится) За что он вам нравится? (Он красивый) Запишем слово нравиться, красивый. А можно сказать о лисоньке, что она очень красивая? Включаем в таблицу слово очень.

 

- Давайте вспомним, как выглядит лиса? Что покрывает ее тело? После дополнения и уточнения ответов детей в таблице фиксируются слова тело, шерсть, шерстка, мех, а также слово покрывать. А теперь я спрошу об этом, но немного иначе: что носит лиса зимой и летом? Во что она одета? (В шубку) Запишем слово шубка.

 

- Представим себе шубку лисы. Какая она? (В таблицу включаются слова пушистый, пышный, рыженький)

 

- А чем еще интересна лиса? Какай у нее хвост? Какие глазки? (В таблицу вносятся слова хвостик, глазки, ушки)

 

- Змеи ползают, птицы летают, рыбы плавают. А как передвигаются лисы? (Бегают, ходят)

 

- Если лиса животное, значит, она что-то ест, чем-то кормится, чем-то питается. Нужны нам слова: есть, питаться, кормиться, чтобы рассказать о лисах? (Данные слова вносятся в таблицу)

 

- Какой корм добывает лиса, чем она питается? (Фиксируются слова земляника, черника, вишня, виноград, мыши, зайцы, птицы)

 

- Выводят ли лисы детенышей? Как называются их детеныши? (В таблицу вносятся слова: выводят, детеныши, лисята)

 

- А какие лисята? Как они выглядят? (Они слепые, маленькие, хорошенькие, забавные и т. д.) Добавим в таблицу слова хорошенький, забавный.

 

Детям предлагаем речевые задания с использованием слов из таблицы:

 

составление словосочетаний, предложений, текстов в устной форме. (Например, текст-описание по готовому плану).

 

О животных

 

1. Внешний вид.

 

2. Повадки.

 

3. Полезное или вредное животное.

 

4. Моё отношение.

 

Такие таблицы составляем с детьми и в следующих классах, только задания усложняются.

 

 

Лиса, лисонькаЖивотное              делать              лес              средний              очень

зверек              жить              зоопарк              красивый              быстро

 

              устраивать              нора              пушистый              ловко

 

              нравиться              тело              пышный              проворно

 

              покрывать              шерсть              рыженькая              весело

 

              бегать              шерстка              быстрый             

 

 

              ходить              мех              хорошенький             

 

 

              есть              шубка              забавный             

 

 

              питаться              хвостик              шелковистый             

 

 

              мчаться              слух              белая             

 

 

              кормиться              грудка             

             

 

 

              добывать              сапожки             

             

 

 

              собирать              ушки             

             

 

 

              выводить              глазки             

             

 

 

              охотиться              ягоды             

             

 

 

             

              мыши             

             

 

 

             

Информация о работе Формирование культуры речевого общения