Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:22, дипломная работа
Цель работы - описать способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации.
Поставленная цель обуславливает решение ряда задач:
1. Обработать литературу по теме исследования.
2. Осуществить выборку из средств массовой информации контекстов, репрезентирующих суггестивные тактики политиков.
3. Определить структуру, по которой строится речевой образ политика.
4. Выделить и охарактеризовать основные средства и приёмы становления речевого образа политика.
Дмитрий Медведев в своем выступлении «Точки над «И»», тоже использовал прием вопросно-ответного хода [Российская газета, № 34]:
Россия всегда была богата на изобретения. Почему же мы так долго не можем воспользоваться их плодами? Почему мы не можем и не могли получить от них максимальную выгоду? Потому что у нас никогда не было четко установленного механизма коммерциализации изобретений.
В этом примере отразилось классическое использование данного приема. Вопросно-ответный ход актуализирует тему – «неумения притворять в жизнь новые изобретения в нашей стране». Таким образом, подготавливается почва для комплексного развития темы – изобретения.
Метафора. Как правило, служит средством повышения эффективности приемов эмоционально психологического воздействия. Например, в речи Геннадия Зюганова [Российская газета, № 41]:
Ржавчина неверия в свои силы ещё разъедает миллионы сердец. Но есть примеры, дающие надежду. В их числе достижения социалистического Китая, независимой Индии…
В этом примере метафора усиливает опровержение и отрицательную оценку мнения подразумеваемого оппонента. Так, посредством метафоры ржавчина неверия Зюганов, имитируя прием пролепсиса, старается поднять боевой дух своих избирателей.
Риторике Жириновского метафора является своеобразным катализатором эмоционального восприятия речи [Известия, № 32]:
Сегодня Россия похожа на связанного гиганта, он рвется, но не может сдвинуться с места. В богатейшей стране бедных не становится меньше. Природные богатства используются неэффективно! Рачительных хозяев нет! Одно ворьё!
2.4. Апелляция к чувствам
Апелляция к чувствам обычно связана с логическими рассуждениями, аргументами и неразрывно вплетена в основную структуру речи. Это правило нашло наглядное выражение в выступление Медведева, опубликованного в Российской Газете [№ 34]. Кандидат в президенты обратился к российскому народу по вопросу об улучшении образования в нашей стране. Контекст приводится полностью, чтобы показать, как апелляция к чувствам стала неотъемлемой частью всей речи.
Во вступлении Медведев
умело связывает воедино
Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Будет ли наш ребенок радоваться, встречаясь с учителем, или будет просто бояться его? Будут ли его заставлять тупо зубрить или он все-таки будет приучаться думать?
Он взывает здесь к чувству обязанности, к сознанию практической осуществимости того или иного воспитательного процесса. Призывает опираться граждан на свой разум и свою совесть. Далее депутат подтверждает свою цель и в то же время усиливает призыв к здравому смыслу:
Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе.
Здесь оратор воздействует на самолюбие адресатов, обращается к чувству вины. Следующий пункт, предполагающий добрые намерения избирателей, утверждает, что сделать надо больше, чем делалось до сих пор:
Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников. Чтобы школы имели возможность иметь не один компьютер на 20 учеников, к чему мы стремились последние годы и предъявляли это как наше достижение, а чтобы каждое ученическое место имело свой вход в электронные сети.
В этом разделе Медведев дает представление о насущном характере проблемы. Приводя статистические данные, он свидетельствует о уже достигнутых результатах, тем самым рассеивает чувство опасения – о неосуществимости, поставленной задачи. В последнем разделе начинается решительное наступление:
И, конечно, должна быть объективная оценка того, с какими знаниями выходит наш ребенок из школы. Чтобы эти знания оценивали не только учителя, но и родители, и сами дети, и независимые экспертные институты.
Оратор завершает свое выступление, обращаясь к чувству личной ответственности каждого участника образовательного процесса. Таким образом, посредством данного приема Медведев, прочно вживляет в сознание людей мысль, что он не намерен оставаться безразличным созерцателем, а наоборот, готов с полной ответственностью действовать, и приобщать к этому всех остальных участников образовательного процесса.
2.5. Речевой образ Дмитрия Медведева
Проанализируем с указанных позиций фрагмент политического дискурса Дмитрия Медведева. В последней предвыборной кампании Медведев выделялся среди остальных кандидатов в президенты: сильный, волевой, решительный, сознающий трудность разрешения многих проблем, но исполненный оптимизма и веры в успех. Ключевыми словами его предвыборной риторики, как отмечалось выше, стали стабильность, развитие, общество, экономика, свобода, приобретающие в контексте дополнительные стилистические оттенки положительных значений, несущие представления об активности кандидата, его готовности к действиям и незыблемости веры в развитие Российского государства. Приведем отрывок из предвыборного дискурса Медведева [Известия, № 27]:
Мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей.
Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем инвестировать деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.
Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. Очевидно, что и остальные государства в этот период продолжат свое развитие. И в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности.
Особенностью приведенного фрагмента, характерного для предвыборных речей Медведева, является ее глагольный характер: глаголы и глагольные формы составляют почти 30% всех слов. Вследствие этого возникает впечатление высокого динамизма, активности депутата. Такие глаголы, как стали, продолжать, инвестировать, не упустить, обозначают активные действия и указывают на то, что политик одобряет сегодняшнюю политику государства и готов с полной ответственностью и энтузиазмом продолжать выбранное направление развития нашей страны. Повторяющийся в тексте глагол должны подчеркивает волевые качества Медведева.
Обращает на себя внимание также большое количество оценочных слов, несущих дополнительную стилистическую нагрузку, связанную с задачей формирования речевого образа – оценочность эта носит исключительно положительный характер. Это существительные свобода, деятельность, раскрытие, развитие, возможности; прилагательные ответственным, знающим, благополучным, успешным; наречия безусловно, очевидно и т.д.
Все абзацы, в которых излагаются национальные достижения как результаты управленческой деятельности руководства и направления дальнейшего развития государства тщательно синтаксически организованы. Все абзацы начинаются с личных местоимений, но если первые два - с местоимений мы, то последний - с местоимения я, таким образом, Медведев ритмически организует речь и повышает её общую экспрессию. Синтаксис прост, короткие предложения придают тексту упругость, максимально приближая речь к разговорной. В целом вырисовывается образ решительного, демократичного, волевого, не знающего сомнений и колебаний государственного деятеля, умеющего четко ставить задачи и знающего пути их решения. Этот образ усиливается цепочкой глаголов стали – должны – будем, расположенных в порядке изменения модальности.
Как видно из произведенного выше анализа, формирование речевого образа - это сложное и многогранное явление, требующее от политика немало способностей, знаний, времени и сил.
Выводы по 2 главе
Начало второй главы мы посвятили рассмотрению вопроса использования ключевых слов кандидатами в президенты РФ. Отдавая первостепенное значение этому вопросу, мы руководствовались несколькими критериями: во-первых, ключевые слова являются фундаментальным и наиболее эффективным средством суггестивного воздействия на сознание избирателей; во-вторых, встречаются во всех предвыборных дискурсах кандидатов; в-третьих, они наиболее полно характеризуют речевой образ политика. В данном разделе, на наглядном примере, через выявление ключевых слов мы охарактеризовали основные черты речевого образа Геннадия Зюганова, кроме того, указали, какими ключевыми словами апеллировали Дмитрий Медведев и Владимир Жириновский. Таким образом, мы увидели, что каждый из кандидатов в президенты выбирает собственные ключевые слова, в зависимости от того, какой образ в сознании избирателей он хочет сформировать.
Во втором разделе мы посчитали целесообразным рассмотреть контактоустанавливающие средства, ведь именно с помощью этих средств, депутаты преодолевают социальный барьер между собой и народом. Языковые средства контакта подразделяются, в свою очередь, на средства авторизации и средства адресации. Их принципиальная разница заключается лишь в том, что с помощью средств авторизации политики выражают свою субъективную оценку каких-либо явлений, а посредством вторых акцентируют внимание адресатов. В целом же контактоустанавливающие средства способствуют активизации восприятия и мышления адресатов. Чаще всего наши кандидаты в качестве средств авторизации использовали личные местоимения. Средства адресации, в дискурсах рассматриваемых политиков использовались значительно реже и носили индивидуализированный характер. Следует отметить, что в дискурсах каждого из кандидатов прослеживается их индивидуальный, особенный почерк отбора и использования языковых средств контакта с избирателем. Так для Владимира Жириновского характерно использование вводных конструкций, конструкций с изъяснительными придаточными, слов-конкретизаторов, но в его риторике полностью отсутствуют обращения, а речь Геннадия Зюганова, наоборот, изобилует обращениями, но зато в его дискурсах отсутствуют вводные конструкции. Наиболее полный спектр языковых средств контакта с избирателем, мы обнаружили в дискурсах Дмитрия Медведева.
В третьем разделе мы охарактеризовали стилистические приемы эмоционально психологического воздействия. С помощью этих приемов депутаты придают экспрессию своей речи, что способствует активизации внимания адресата, актуализируют ту или иную тему дискурса. Стилистические приемы облегчают усвоение материала, апеллируя к эмоциональному настроению граждан, что способствует наиболее эффективному запоминанию политического дискурса. Не смотря на то, что все кандидаты преимущественно используют одни и те же стилистические приемы, форма этих приемов у каждого из кандидатов уникальна. В риторике Дмитрия Медведева, к примеру, семантические повторы выступают в качестве однородных членов, а в дискурсах Владимира Жириновского повторяющийся сегмент выносится в начало смысловых отрезков. В речи же Геннадия Зюганова семантические повторы, вообще выполняют роль лейтмотива, то есть ведущего мотива речи. Такую тенденцию можно проследить и в использовании депутатами всех остальных стилистических приемов.
Четвертый раздел нашей дипломной называется «Апелляция к чувствам». Некоторые люди считают, что взывать к чувствам – это значит взывать к примитиву, но это совсем не так. И в этом разделе, на наглядном примере использования этого приема Дмитрием Медведевым, мы показали, как в риторике политика апелляции к чувствам становится эффективным инструментом суггестивного воздействия. Следует отметить, что использование этого приема свойственно каждому из кандидатов, при чем принципиальной разнице в форме или структуре не наблюдается.
Подводя итоги проделанной работы, нужно сказать, что каждый кандидат в президенты, опираясь на общие принципы манипулятивной технологии, имеет свой индивидуальный почерк использования суггестивных приемов и средств. Поэтому в завершающем разделе второй главы мы комплексно охарактеризовали речевой образ победителя президентских выборов, тем самым обобщили проделанную выше работу и наглядно показали индивидуальные особенности использования суггестивных приемов и средств Дмитрием Медведевым. Речевому образу Медведева, гораздо более чем другим, свойственен динамизм, о чем свидетельствует глагольный характер его дискурсов. Вся его риторика насыщена позитивом и уверенностью. Медведев являлся единственным кандидатом, который без доли сомнения верил в развитие и светлое будущее России.
Итак, в становлении имиджа того или иного кандидата, речевой образ играет хотя и не определяющую, но немаловажную роль.
Заключение
В настоящее время политики используют множество приемов и средств суггестивного воздействия, направленных на приобретение доверия граждан. А так как большинство людей в современных российских условиях имеет низкую политическую культуру, они не могут осуществить свой политический выбор на основе собственных интересов. Поэтому значительная часть общества и населения страны отдают свои голоса не на основе рациональной оценки программ определенных политических движений и их лидеров или их решений и деятельности, а на эмоциональном уровне, на основе сложившегося соотношения симпатий и антипатий, степени доверия и недоверия к конкретным политическим лидерам.
В данной дипломной работе мы попытались рассмотреть универсальную манипулятивную технологию формирования привлекательного речевого образа политика, которая наиболее широко и активно используется в массовых информационных процессах.
Анализ политических дискурсов показал, что каждый кандидат в президенты РФ имеет свой индивидуальный почерк использования тех или иных языковых средств. Но, тем не менее, прослеживается общая универсальная манипулятивная технология использования языковых средств: