Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:19, курсовая работа
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Введение
Глава I.теоритические основы развития творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах……………………………………………………………………...3
1.1.Проблема развития творческих проявлений детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………..3
1.2.Педагогические условия и деятельность педагога по эффективному развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах……………………………..10
1.3.детские музыкальные инструменты, виды, типы, методика работы с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………15
Выводы по I главе………………………………………………………………..18
Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...…..19
2.1.организация экспериментальной работы…………………………………..19
2.2.содержание экспериментальной работы……………………………..….20
2.2.1.констратирующий этап эксперимента……………………………………21
2.2.2.формирующий этап эксперимента……………………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования (ССУЗ)
« Челябинский педагогический колледж №2»
Развитие творческих проявлений у детей младшего дошкольного
возраста при игре на
детских музыкальных
инструментах
Курсовая работа
курс V,группа 504
руководитель:
Видгоф Наталья Львовна-
преподаватель методики
Содержание
Введение
Глава I.теоритические
основы развития творческих проявлений
у детей младшего дошкольного возраста
при игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………
1.1.Проблема развития творческих проявлений детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………..3
1.2.Педагогические
условия и деятельность
1.3.детские музыкальные
инструменты, виды, типы, методика
работы с детьми младшего
Выводы по I главе……………………………………………………………….
Глава II. Экспериментальная
работа по развитию творческих проявлений
у детей младшего дошкольного возраста
при игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………
2.1.организация
экспериментальной работы………………
2.2.содержание
экспериментальной работы………………
2.2.1.констратирующий
этап эксперимента…………………………………
2.2.2.формирующий
этап эксперимента…………………………………
Выводы по II главе……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Глава I.Теоритические основы развития творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах.
1.1.Проблема развития
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Также дошкольники
способны сочинить простейшие ритмические
и мелодические мотивы, различные
по характеру (маршевые, плясовые, спокойные),
импровизировать на заданную тему на
детских музыкальных
Детское музыкальное
творчество можно разделить на исполнитель
танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.
Под проявлением разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Проявлениями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Понятие «проявления» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Основываясь на этом, можно определить детские творческие проявления как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
Творческие
способности в музыкальной
- способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
-способности
к творческому восприятию
Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
4.
Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З. Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности».
Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием
5.
является впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:
1 этап – первоначальная
ориентировка в творческой
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные
действия детей, использование
сочинённых мелодий,
О.П.Радынова отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
6.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
7.
Информация о работе Игра на детских музыкальных инструментах