Игра на детских музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Содержание

Введение
Глава I.теоритические основы развития творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах……………………………………………………………………...3
1.1.Проблема развития творческих проявлений детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………..3
1.2.Педагогические условия и деятельность педагога по эффективному развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах……………………………..10
1.3.детские музыкальные инструменты, виды, типы, методика работы с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………15
Выводы по I главе………………………………………………………………..18
Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...…..19
2.1.организация экспериментальной работы…………………………………..19
2.2.содержание экспериментальной работы……………………………..….20
2.2.1.констратирующий этап эксперимента……………………………………21
2.2.2.формирующий этап эксперимента……………………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая переделки.docx

— 44.04 Кб (Скачать документ)

По мнению Е.Горшковой  подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.

 Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются  и если у него есть возможность  проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального  творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

 Инструментальное  творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося  у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

 Слушание  вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

 Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют  детям передавать простейшие музыкальные  образы.

   8.

   О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

  В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

 Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной  деятельности необходимы следующие  условия:

 - соблюдение  принципа свободы;

 - накопление  впечатлений от восприятия искусства;

 - накопление  опыта исполнительства (пение,  движение, игра на музыкальных  инструментах);

 - развитие  основных музыкальных способностей;

 - оснащения  музыкального  творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами. 
 
 

                                                               9.

1.2 Педагогические условия и деятельность педагога по эффективному развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах.

    Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают, беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают в детских садах должна быть более организованной и последовательной, чем это имеет место в практике. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают известный объем знаний и навыков, накапливают репертуар.  
    Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху} качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях — все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценным для их общего музыкального развития.     

        10.

    Заботясь о развитии творческих проявлений детей, педагог предлагает им                                                                                               разнообразные задания, например, оценить исполнение знакомой мелодии, или импровизации товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте; выбрать из числа предложенных музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т. д.; подобрать подходящие по тембру музыкальные инструменты, на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню; передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком марша; попытаться сочинить танцевальную мелодию. Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспитателя. Они должны не только владеть методикой руководства занятиями, но и уметь свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и приемы игры на них.

   Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества—накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

    Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).

                                                              11.

    Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

   Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

  Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).

  Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей 2:

   1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

   2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

    3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести

мажорное и  минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и      

звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

                                                             12.

  4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

    5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

  Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

   1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

   2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

  3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

    Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.

   Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4—5 лет  выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к

                                                             13.

звукам, транспонирования мотивов. Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

    В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

                                                      

  

               
 
 

                                    

                                                     
 
 
 

                                                            14.

1.3. Детские музыкальные инструменты, виды, типы, методика работы с детьми младшего дошкольного возраста.

  Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. 
  Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе.

  Как уже отмечалось в предыдущих главах, музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга.

  Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Информация о работе Игра на детских музыкальных инструментах