Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 21:40, дипломная работа
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время в жизни дошкольников, имеющим речевые нарушения, музыкальные игры используются не часто. Коррекционные музыкальные игры, игры с пением оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений. Эти игры представляют богатые возможности для общения ребёнка со взрослым, создаёт основу эмоционального контакта между ними, большое значение в связи с этим преобразует личность воспитателя владеющим арсеналом таких игр и упражнений.
Введение _____________________________________________________3-4
Глава1. Значение музыкальных игр для развития детей имеющих речевые нарушения.
1.1. Влияние музыкальных игр на коррекцию детской речи ___________6-7
1.2. Виды музыкальных игр и упражнений для исправления речевых нарушений____________________________________________________8-11
Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в группах детей с речевыми нарушениями.
2.1.Анализ состояния музыкального развития детей подготовительной к школе группе детского сада №19 г. Колпашево_______________________12-17
2.2. Содержание и методика работы по проведению коррекционных музыкальных игр и упражнений 18-20
2.3. Результаты музыкального развития детей в исправлении речевых нарушений________________________________________________21
Заключение __________________________________________________22
Список литературы ____________________________________________23-24
Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного и звуковысотного компонентов музыкального слуха. Речевые упражнения наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать, а импровизация сама по себе уже является проявлением творчества.
Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Цель – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, головы, туловища. В данный вид упражнений включается речевой материал, произносимый на выдохе. Работа над голосом начинается с произношения на выдох гласных и согласных звуков, как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Работа над дикцией проводится с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнениях с хлопками, счётом, пением. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами , научиться управлять своими движениями. В данных упражнениях выделяются как общеразвивающие (развивают все мышцы тела), так и коррекционные , которые применяются для упражнения мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Такие упражнения как: подтягивание на руках, лёжа на животе; пролезание между лейками лестничной пирамиды или вышки; укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия так же развивается при определённых заданиях. Все эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выразительными акцентами, указывающими на начало и окончание движения.
Упражнения активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Дети выполняя эти упражнения учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением, совершенствуют плавность движений.
Счётные упражнения используют для организации поведения детей и взрослых при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений. Счёт помогает детям правильно встать парами, построиться в де шеренги и т.д.. Счётные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения. Например: “…Пляска кончается, кружки собираются. Мальчики – к Алёне, девочки – к Катюше. Раз, два, три! ”. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. (Для педагога, не владеющего музыкальным инструментом). Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями так и без них (движения не должны быть механическими).
Стихотворный материал должен иметь:
Но не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно произнося стихи. Это можно вызвать расстройство дыхания. Лучше разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст, потом меняются, упражнения формирующие чувство музыкального темпа. Темп музыки – это скорость музыкального исправлении, которая определяется, прежде всего, частотой чередования основных метрических долей, обозначает число ударов в минуту; и абсолютный длительностью ритмической единицы. Темп бывает: быстрый, умеренный и медленный. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, в ходьбе и беге. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия «скоро» и «медленно» дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами. Для отработки темпа движения педагогу необходимо знать темп движения каждого ребёнка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.
Нормализации
Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в речи детей. Маленький ребёнок, начиная говорить, прежде всего усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея ещё его правильно произнести. (Например: «молоток» - «колоток», «самовар» - «матар» - и т. д.) При логоритмическом воздействии лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей.
В ритмические упражнения обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом.
Речевой материал можно разделить на три группы:
В первой группе упражнений дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, отмахиваясь от «осы», хором говорят: «Тут оса! Там оса! А, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
Вторая группа упражнений используется в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. В начале действие называет воспитатель, а дети выполняют его все вместе или по очереди. Затем, действие называет кто-либо из детей или все дети делятся на группы: одна группа называет действие, а другая это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма.
Третья группа упражнений
Чувство музыкального ритма,
Таким образом, разные иды
Глава 2. Методика
проведения музыкальных игр в
группах детей с речевыми нарушениями.
2.1.Анализ состояния
музыкального развития детей подготовительной
к школе группе ДОУ №19 г. Колпашево.
Основной целью
Объектом непосредственного
Нами было разработано обследование, которое включало в себя следующие пункты:
Задание №1. Выявление навыков звукопроизношения.
Цель: выявить правильное звукопроизношение у детей.
Описание работы:
детям предлагается отгадать игрушку,
в названии которой есть изучаемый
звук. Например: кукла [К], паровоз [Р],
лошадка [Ш], мяч [Ч].
№ | Имя ребёнка | Л | Р | Ш | Ч |
1 | Уразова Настя | + | - | + | + |
2 | Рябцева Юля | - | - | + | + |
3 | Шибинский Егор | + | - | + | + |
4 | Уразов Егор | - | - | + | + |
5 | Курносов Саша | - | + | + | + |
6 | Шлигель-Мильх Саша | + | + | - | - |
7 | Сопыряев Саша | - | - | - | + |
8 | Русанов Данил | + | - | + | + |
9 | Фатеев Миша | + | - | + | + |
10 | Рогов Артём | - | - | - | - |
Вывод: исходя из результатов, все дети имеют нарушение звукопроизношения.
Задание №2. Выявление уровня развития памяти и внимания у детей.
Цель: выявить насколько у детей развита память.
Информация о работе Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения