Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Педагогические условия – обстоятельства от которых зависит процесс развития детей и обстановка, в которых проходятусловия развития.

Педагогические условия – это те составные части или характеристики среды,в которых развиваются учащиеся.

Как попытка преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность в формировании творческой личности, т.е. такого типа, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» …………6
2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ………………. 13
3. Принципы и методы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ….. 22

Заключение …………………………………………………………………. .. 32

Список литературы ………………………………………………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Марины.docx

— 68.23 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская  государственная академия культуры и искусств»

Кафедра музыкального образования 
 
 
 
 

Педагогические  условия развития музыкального творчества учащихся начальных  классов на уроках музыки в общеобразовательной  школе

Курсовая  работа 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                         Дугельная М.С.

                                                                                                             студентка 4 курса

                                                                                                 з\о  гр УМ

Научный руководитель:

                                                                                                         Баскакова Н.П.

                                                                                           доцент

                                                                                                                          
 

                      Барнаул 2011

                      Содержание

Введение  ………………………………………………………………………. 3

1.   Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» …………6

2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ………………. 13

3. Принципы и методы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе …..  22

Заключение …………………………………………………………………. .. 32

Список  литературы …………………………………………………………..  35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  развития детского творчества в настоящее  время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии  формирования индивидуального своеобразия  личности уже на первых этапах её становления.

     Педагогические  условия – обстоятельства от которых зависит процесс развития детей и обстановка, в которых проходятусловия развития.

     Педагогические  условия – это те составные части или характеристики среды,в которых развиваются учащиеся. 

     Как попытка преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность  в формировании творческой личности, т.е. такого типа, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество.

       Творческая активность ребёнка  проявляется в органическом единстве с высоким уровнем развития творческих способностей, которая позволяет ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Соответственно возникла необходимость такой системы образования, которая была бы направлена на развитие творчества и одновременно ориентировала на духовное совершенствование каждого человека. Очевидно, что создавая новые воспитательные системы, необходимо включать в них эстетическое воспитание как незаменимое средство в решении указанных задач.

     Неотъемлемой  частью эстетического воспитания является музыкальное. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах  и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной  насыщенностью, оказывает сильное  воздействие на человека, глубоко  проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка.

     В избранное для исследования время  в теории и практике отечественной  школы шел настойчивый поиск  путей гармонического развития личности, обладающей творческим потенциалом, возможностей наиболее полного раскрытия ее способностей. Отличительной чертой данного периода  является большое разнообразие педагогических идей и концепций, большинство из которых до недавнего времени  оставались либо вне поля зрения исследователей, либо подвергались необъективной оценке. В рамках этих концепций раскрывались существенные возможности учебно-воспитательной деятельности средствами искусства, в  частности музыки, направленные на  формирование детского творчества.

       Проблемой развития музыкального творчества занимались многие психологи, педагоги (Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, А.В. Моляко, В.А. Сухомлинского, и др.); педагогическое творчество учителя и учащихся затрагивали в своих работах О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, и др.

     Тема  работы: Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     Цель  работы: Рассмотреть психолого-педагогические условия, способствующие развитию музыкального творчества учащихся начальных классов на уроке музыки.

     Объектом  исследования является процесс развития музыкального творчества учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     Предмет исследования –  педагогические условия развития музыкального творчества учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе. 

     Задачи:

  1. Проанализировать педагогическую литературу по заявленной теме.
  2. Рассмотреть  сущность понятия « музыкальное творчество»
  3. Выявить педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
  4. Раскрыть методы и приемы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

      Структура работы:

    Курсовая  работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» 

        Проблема детского творчества является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка.

     Проблемой творчества занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для  того времени идеи. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть «Эрос», который предстаёт и как эротическая  одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость  души стремление к художественному  творчеству, и, наконец, как одержимость  духа – страстная тяга к чистому  созерцанию прекрасного.

     Проблема  творчества была одной из значимых для Николая Бердяева.

Основная  идея, которая пронизывает размышления  Николая Бердяева о творчестве, заключается  в том, что творчество человека является продолжением и завершением миротворения, начатого Богом: «Творчество… создает иной мир, продолжает дело творения» [6, c. 53].

     С точки зрения психологии творческий процесс – это деятельность человека направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в  сфере идей, искусства, а так же производства и организации.  

     Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь  как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в  которых вскрываются дотоле неизвестные  закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются  связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой, создаются  произведения искусства, не имевшие  аналога в истории культуры.

     Субъективная  ценность продуктов творчества имеет  место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а  нов для человека, его впервые  создавшего. Таковы по большей части  продукты детского творчества в области  рисования, лепки, сочинения стихов и песен. Усилия учёных, изучавших  творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучение творчества, продукты которого имеют объективную  ценность, т.е. такую, которая оказывает  влияние на развитие науки или  культуры в целом. Но при этом следует  учитывать важность детского субъективного  творчества в том плане, что оно  является одним из показателей роста  творческих возможностей человека, получившего  данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

     Думая о творческом акте, перенося его  в сферу музыкального искусства, уточняем смысл словосочетания творить  музыку – давать бытие музыке, производить  музыку, создавать музыку, рождать  музыку и т.д.

     Переместим  свои изыскания из области общих  размышлений в совершенно конкретную – область общего музыкального образования  – и посмотрим на проблему музыкального творчества с точки зрения музыкальной  деятельности в общеобразовательной  школе в целом. Может ли эта  деятельность быть не творческой, но при  этом музыкальной? Синоним ли в таком  случае слову «творческая» слово  «музыкальная»? Может ли эта деятельность быть недостаточно творческой или очень  творческой? В психологии выделяют две формы творчества детей –  воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо  в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание  творчества как неотъемлемой части  любой музыкальной деятельности учащихся на уроке.

     К сожалению, приходится начинать именно с этого, поскольку подобные нелепые  оценки достаточно распространены в  современном музыкальном образовании  на всех уровнях.

     Музыкальное творчество — создание качественно нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.

     Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно  может проявляться во всех  видах  музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных  инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая  деятельность» [20,с.65].

     Детское музыкальное творчество можно разделить  на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует  Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством  она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.  Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более  или менее завершёнными танцевальными  композициями [4,с.83].

     Творческий  процесс в искусстве, как феномен  психологический, изучен вообще мало, - но музыкально-творческий процесс, можно  сказать, совсем не изучен. Между тем, он любопытен не только в ряду других, ему подобных творческо-художественных явлений, но и сам по себе. Наряду с признаками, ставящими его в общую психологическую группу художественно-творческих явлений, музыкально-творческий процесс обнаруживает и ряд специфических деталей, существенно отличающих его от прочих, что стоит в связи с особыми психологическими основами музыкальных ощущений и восприятии вообще. Когда мы говорим о музыкально-творческом процессе, то у нас уже является предпосылка субъекта этого процесса, как музыканта, как лица с определенным психологическим опытом в звуковой области, как психика, уже нагруженной в достаточной мере феноменами звуков и их психологических превращений.

     Характерная особенность любого творческого  процесса — это его огромная эмоциональная  насыщенность, необыкновенный подъём всех душевных сил. Обычно такое максимальное напряжение и особую концентрацию творческого  потенциала личности называют вдохновением.

Информация о работе Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов