Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Педагогические условия – обстоятельства от которых зависит процесс развития детей и обстановка, в которых проходятусловия развития.

Педагогические условия – это те составные части или характеристики среды,в которых развиваются учащиеся.

Как попытка преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность в формировании творческой личности, т.е. такого типа, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» …………6
2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ………………. 13
3. Принципы и методы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ….. 22

Заключение …………………………………………………………………. .. 32

Список литературы ………………………………………………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Марины.docx

— 68.23 Кб (Скачать документ)

Таким образом, беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что  процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный  талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, умение точно выбирать среди множества  путей свой единственный, терпеливо  взращивать в себе установку на творчество.

     Именно  потому, что интенсивность творческой жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний  гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально  собирать себя.

     Важная  роль в восприятии художественного  материала принадлежит музыкальным  способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время  становится одним из главных условий  приобщения к подлинным художественным ценностям. Следовательно, сегодня  в теории и практике массового  музыкального воспитания развитие музыкальных  способностей должно стать одним  из приоритетных направлений педагогической деятельности.

     Как известно, наиболее сензитивным для  развития музыкальных способностей является детский возраст, в том  числе и первые годы обучения в школе. В связи с этим, роль музыкальных занятий в системе общего образования, особенно его низшем звене, трудно переоценить.

Однако  практика показывает, что на уроках музыки в начальной общеобразовательной  школе данной проблеме отводится  второстепенное место.

     Музыкальные способности являются важнейшим  условием гармонического развития личности. В музыке, как части жизни, содержится генетический код человечества, его  интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру  духовной и материальной культуры народов, вес разнообразие облика человечества. Исполнение музыки в разнообразных  видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке  творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации).

  Проблемой  детского  творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.В.Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются.

     Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь  детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить  самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи такие как, Н.А. Ветлугина признают  интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Следовательно, вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

       Л.С.Выготский обращал внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

          Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной [9].  Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр  спектаклей.

       Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства.  В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

        Н.А. Ветлугина определила этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап  – первоначальная ориентировка  в творческой деятельности (ребёнку  даётся установка на создание  нового – придумай, измени, сочини);

2 этап  – освоение способов творческих  действий, поиск решений;

3 этап  – самостоятельные действия детей,  использование сочинённых мелодий,  танцевальных композиций в жизни [9,с.48].

     Таким образом, для успешного  развития музыкального творчества детей в музыкальной деятельности необходимо учитывать принцип свободы; накопления впечатлений от восприятия искусства детьми; накопления опыта исполнительства в процессе пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки общеобразовательной школе

     Процесс развития музыкального творчества в каждом возрасте происходит неодинаково, это связано со спецификой возрастных особенностей, той или иной группы детей. В младшем школьном возрасте ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (после окончания школы). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

     Один  из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению. И заключается она в  том, что у ребенка к моменту  поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти  свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под  влиянием присущих ему условий жизни и деятельности, а именно на уроках музыки.

     Урок  музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе.

     Урок  музыки включает различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально- ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки.

     Каждый последующий урок продолжает предыдущий.

     Для уроков музыки характерна особая эмоциональная  атмосфера.

     В хорошем уроке музыки всё должно быть продумано – цель и задачи, содержание и структура, срадства и  методы, иначе невозможно достичь  никаких положительных результатов. При построении урока важно учитывать  также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса.[13,с.37]

     Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение  своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

     Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [17]. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

      Высокая   восприимчивость   к   окружающим   воздействиям, расположенность к  усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства  и в будущем.

      Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков  способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных  успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

      Однако, ранние признаки способностей не могут  оставлять равнодушными родителей, педагогов  — ведь они могут  указывать на предпосылки подлинного таланта.

     Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознание то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это —  неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности   на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

     В настоящее время развитие музыкального творчества у детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки музыки вводится импровизация. При этом с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления.

     1. Опора на музыкально-эстетическое  мышление.

     Дети  учатся импровизировать, выражая в  своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность  метода в том, что дети находят  выразительные интонации интуитивным  путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У учащихся появляется интерес к продукту своей  деятельности, они учатся оценивать  его. Формируется эстетическое отношение  к музыке вообще. Однако отстает  музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить  их дальнейшее развитие.

Информация о работе Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов