Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:19, реферат
Проблема развития творческих способностей людей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии и др. Сегодня творчество изучается в разных направлениях: уточняется сущность творчества; выявляются признаки креативности; создаются психологические портреты творческой личности; исследуются творческие способности и творческое мышление; анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека.
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей младших как психолого-педагогическая проблема
1.1 Современные аспекты проблемы развития творческих способностей школьников
1.2. Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей школьников на уроках музыки в детской музыкальной школе
2.1 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по реализации педагогической модели развития творческих способностей в детской музыкальной школе
2.2 Ход и результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей в детской музыкальной школе
Заключение
Список использованной литературы
Развитие творческих способностей школьников в формируемом классе Деткой музыкальной школы
Содержание
Введение
Глава I. Развитие творческих
способностей младших как психолого-
1.1 Современные аспекты проблемы развития творческих способностей школьников
1.2. Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей школьников на уроках музыки в детской музыкальной школе
2.1 Цели, задачи и организация
опытно-поисковой работы по
2.2 Ход и результаты
опытно-поисковой работы по
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
1.1. Современные аспекты проблемы развития творческих способностей школьников
Проблема развития творческих способностей людей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии и др. Сегодня творчество изучается в разных направлениях: уточняется сущность творчества; выявляются признаки креативности; создаются психологические портреты творческой личности; исследуются творческие способности и творческое мышление; анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы заключили, что в педагогической практике накоплен значительный объем знаний о проблеме развития творческих способностей школьников.
Проблема развития творческих способностей человека актуализировалась на различных этапах развития общества, как в науке, так и в практике. В основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творческом (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д.Б. Лихачев и др.). Следует отметить, что сущность творчества исследователи рассматривают через личность, ее характеристики (В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.), через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Л.С. Выготский, Н.Н. Подцьяков, С.Л. Рубинштейн и др.). Ряд ученых (С.С. Гольдентрихт, А.М. Коршунов, Т.В. Кудрявцев и др.) считают, что творчество — особый вид одаренности, определяющийся природными особенностями
Однако, несмотря на различие точек зрения, их объединяет представление о том, что характерными чертами творчества являются новизна и социальная значимость результата деятельности. В определении творчества мы придерживаемся философской трактовки творчества, как возникшей в процессе труда способности человека из материала действительности созидать новую материальную и духовную реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Эта способность зависит от творческого потенциала личности. Поэтому развитие творческого потенциала является важным направлением в проблеме воспитания детей.
В результате творческой деятельности
формируются и развиваются
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.2
Таким образом, в
самом общем виде определение
творческих способностей
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.3
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Развиваются творческие способности, как мы выяснили, может только при организации действительно творческой деятельности.
Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития4. Среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.
Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что школьник стремится к решению трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С.. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.
Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Я. А. Пономарев называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности школьного возраста стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества5.
Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность не только формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.
Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. Созданием проблемной ситуации можно добиться постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора.
Итак, творческие способности
развиваются и проявляются в
процессе творческой
Для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей является неотъемлемой частью современной педагогики. Без воспитания и формирования творческих аспектов личности человека невозможно нормальное существование в обществе. Поэтому задача родителей, педагогов общеобразовательной школы, школы искусств разных направлений состоит в том, чтобы не только раскрыть склонности ребенка к одному из направлений творчества, но и активно поддерживать и развивать их.
1 Дубровина, И.В. Психология/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000.С. 56
2 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.- С. 25
3 Дубровина, И.В. Психология /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-С. 436
4 Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-С. 388
5 Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная - М.: Наука, 1990