Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:14, дипломная работа
Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.
6
Тема дипломной работы:
«Роль интонации в раскрытии музыкального образа
на музыкальных занятиях в детском саду»
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………
Библиография…………..………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
«Музыка воплощает в жизнь человеческие
Процесс раскрытия музыкального образа произведения – один из самых сложных и тонких аспектов работы педагога в школе и детском саду. Он требует больших специальных знаний, понимания сути и задач музыкального воспитания.
Ведя разговор об эстетическом воспитании личности средствами музыки, мы плохо представляем себе механизм воздействия её на человека.
Способность понимать любые художественные произведения – не привилегия избранных, её можно развивать. И подходить к проблемам развивающего обучения необходимо комплексно.
В процессе создания художественного произведения всегда присутствует субъективное восприятие объективного мира. Искусство - явление эмоционально-образное по своей природе, познаёт мир через личностное восприятие его художником.
Художественный образ создаётся лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перевести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, слов и жестов, а в музыке на язык звуков. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Как правило, существует разрыв между художником, создающим некий образ и лицом, воспринимающим его. Что же происходит с музыкальным образом «по дороге» от композитора к слушателю? Он как бы рассыпается, внимание слушателя обращается не к самому образу, а к каким-либо его деталям или научному объекту. И педагог порой способствует такому донесению произведений до детей, создавая «психологический барьер» между композитором и слушателями, не открывая истинного содержания произведения, а значит, уничтожая его целостное идейно-эстетическое воздействие.
Работа посвящена актуальной проблеме раскрытия музыкального образа, посредством интонации. В изучении всех её составляющих: ритма, мелодии, тембра, темпа, акцентов, динамики, формы, эмоциональной и смысловой наполненности, мы видим дополнительные возможности эстетического воспитания и формирования художественно вкуса дошкольника, у которого наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы.
Все виды искусства опираются на интонацию. Своеобразно выражается интонация в хореографии, в пластике, в жесте. Не случайно хореографию называют пластическим интонированием. В то же время и живопись без интонации художника тоже становится мёртвой. [№13].
По определению Б.Асафьева, музыка – искусство интонируемого смысла. Особый интерес представляет собой природа естественности, живости, эмоционального полнокровия вокальной интонации, подобия ее, по словам В.Медушевского, самому живому человеку.
В работе особое внимание уделяется роли музыкальной интонации на занятиях в детском саду, так как основы развития интонационного слуха закладываются у ребёнка с раннего детства.
Основные методы музыкально-педагогического исследования:
теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта и опыта ведущих педагогов-практиков.
Методологической базой данной работы явились образовательные программы:
“Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепиной М.Б. 2006 г.; «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., Санкт- Петербург 1999г.
В работе над теоретической частью использовались труды видных музыковедов – Б.Асафьева, Б.Яворского, Л.Мазеля, В.Медушевского; учёных – Л.Выготского, К.Ушинского; музыкантов - педагогов – Д.Кабалевского, О.Радыновой, В.Шацкой.
Объектом рассмотрения выступает процесс раскрытия музыкального образа посредством интонации.
Предметом исследования данной работы является музыкальная интонация как средство музыкальной выразительности.
Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;
Гипотеза:
Изучение особенностей музыкальной интонации, как средства воплощения авторского замысла, является эффективным фактором в раскрытии музыкального образа и обогащении духовного мира ребёнка, если:
- мы понимаем специфику содержания понятия «интонация» и умеем анализировать все её составляющие;
- отношение автора к созданному им образу воспринимается через смысловую интонацию;
- мы ясно осознаём, что чисто музыкальная интонация и выразительная интонация словесной речи - ветви одного звукового потока;
- музыкальный образ – это воплощённая в музыке частица жизни.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла
«У композиторов, для которых мелодия — это всё: и мелодия в обыденном смысле, и мелодия — сила, делающая каждый элемент музыки очагом сердца, у таких композиторов — да еще исполнителей — всегда музыка вызывает состояние душевной приподнятости, праздничности, она в них неотделима от восторженно-внутреннего пения...» — писал Асафьев.
«...Думалось о безграничности пространств: что же делать — это мелодия!» — говорил Лядов в связи с игрой А. Рубинштейна.
«Я очень люблю мелодию, считаю ее самым важным элементом в музыке», — говорил Прокофьев.
«Но и любовь — мелодия», — увековечил ценность музыки-мелодии Пушкин.
Рассмотрим исторический путь осознания термина «мелодия». Слово «мелодия» (от греч. μέλος — напев и ωδή — песня) перешло от древнегреческого языка к итальянскому и затем распространилось в других странах. Музыканты первой половины XX в. еще помнят о традиции связывать понятие «мелодия» с Италией.
Так, Асафьев, возрождая древнегреческий термин «мелос», рассматривает его как «решительно все проявления горизонтальности», то есть то, что преимущественно и называют мелодией. Понимая мелодию в этом смысле, Асафьев прослеживает ее исторический путь. «Утверждаю, что мелодии еще не существовали даже на первоначальных стадиях европейского многоголосия. Вслед за эпохой Возрождения происходит «рождение вскоре завоевавшей весь мир итальянской новой музыкальной практики, душой которой была мелодия». [№ 22].
Еще в XVII и начале XVIII в. слово «мелодия» относилось к многоголосию. Еще раньше, с XVI в., многоголосие стало называться также «гармонией», а «контрапункт» (мело-поэтическое искусство) стал рассматриваться как частный случай «мелодии». [ № 2 ].
М. Н. Лобанова, разбирая проблему «гармонического контрапункта» в творчестве И. С. Баха: «…не понимал ли Бах под словом „мелодия" многоголосное письмо, не разделял ли он тем самым старинное убеждение в том, что „мелодия" — совокупность линий, а „гармония"» — отдельный момент-срез этой „мелодии?"».
Тем не менее типичная форма европейской мелодии в музыке Нового времени, то есть мелодии в узком смысле слова, состоит в ее одноголосии. Этот один, ведущий голос концентрирует в себе художественную мысль и эстетическое обаяние произведения, он подчиняет своей музыкальной власти все остальные компоненты фактуры, становящиеся тем самым ее аккомпанементом.
Попытку определения такой мелодии дал Бузони:
«Ряд повторяющихся восходящих и нисходящих интервалов, который членится и приводится в движение ритмом , который содержит в себе скрытую гармонию и передает настроение, который может быть независимым от слов текста как выразительность и независим от сопровождающих голосов как форма , не меняет своей сущности от выбора абсолютной высоты звучания и инструмента ».
В этой емкой формулировке охвачен полный круг основных атрибутов мелодии: музыкальная самостоятельность, независимость от параллельно идущего слова, главенство над другими голосами фактуры, взаимодействие с ритмом и гармонией, активное формообразующее значение, многообразие интервалики в ее внутренней конструкции, несущественность тембра и абсолютной высоты звучания.
Нехватает лишь интонационного осмысления мелодии, но к нему не сразу пришел даже Асафьев.
Асафьев в мелодии типа cantabel, «человечнейшем из всех элементов музыки средстве выражения», постоянно выделял свойство плавности, дления, перелива звуков. О «непрерывности, плавности „вливания", впевания тона в тон» писал он во второй книге «Музыкальной формы как процесс». Интереснейшее определение мелодии составило у него целую статью в «Путеводителе по концертам», откуда приведем выдержку.
«Мелодия — поступательное продвижение тонов, при котором каждый последующий тон, обусловленный предыдущим, вступает с ним в контрастное (той или иной степени) отношение и вызывает необходимость дальнейшего сдвига или замыкания… Она ведет за собой слух и последовательно, как протяженная линия, развертывается перед воспринимающим музыку сознанием. Оттого и зрительное изображение на плоскости мелодии дает горизонтальную линию различного рисунка. [ № 2 ].