Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:14, дипломная работа
Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста.
Известно, что ребёнок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.
Голос ребёнка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, эмоциональная детонация в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани.
С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека всё в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации опасных воздействий необходима активизация обменных процессов в мышцах и слизистой оболочке гортани. Этого возможно добиться правильным пением со специальной нагрузкой на голосовой аппарат. Хочется подчеркнуть, что только правильное пение способствует, развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, нарушение, приводит часто к заболеваниям, к порче голосов.
Только музыкальные педагоги на массовом уровне занимаются предупреждением заболеваний гортани, компенсацией вредных воздействий и влияний.
Начиная вокальную работу с детьми, нужно познакомиться со многими исследованиями в области вокала и методике музыкального воспитания.
Целью развития детского голоса с акустической точки зрения является приближение основных характеристик его звучания к эталону. Представления о эталонном пении должны включать в себя тембральную, интонационную и динамическую характеристики.
К тембральной характеристике относятся: насыщенность обертонов, плавность регистровых переходов, звонкость и "полётность"голоса.
К интонационной характеристике относятся: точность и чистота интонирования, величина звуковысотного диапазона.
К динамической - ширина динамического диапазона, на различных звуковысотных уровнях.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще поверхностное.
У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослыми, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами.
Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до). Низкие звуки звучат более напряжённо, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречаются больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа-си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее лёгкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряжённо, поэтому его надо избегать.
К концу 5-6 лет дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения в мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и по длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ.
Музыкальные занятия в детском саду пронизаны музыкой и разносторонним осмыслением музыки как явления близкого, понятного и интересного детям. В процессе знакомства с различными музыкальными жанрами выясняется, что из песни вырастает музыка…песенная, из марша – маршевая, из танца – танцевальная»…..
А.Г. Рубинштейн называл исполнение вторым творением, сравнивал исполнителя с актёром. Индивидуальность каждого исполнения исходит из своеобразия интонирования музыкального образа. Одно и то же музыкальное произведение звучит по-разному в зависимости от избранной исполнителем интонации. Например, «Вальс» Д.Б.Кабалевского ре минор, (пиано, умеренно) можно сыграть спокойно, просветлённо, лирично, нежно, а можно – чуть-чуть более взволнованно, трепетно. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать возможности их восприятия. При исполнении вальса в старшей группе детского сада, вероятно, приемлемы оба варианта трактовки – дети этого возраста в состоянии прочувствовать и осознать и то и другое настроение.
Необходимо увлечь детей исполнением, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно ребёнку, дошло до его сердца, было бы осмыслено, прочувствовано ими.
Большое значение в музыкальном воспитании имеет словесный метод. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представление о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.
Музыкант Б.М.Теплов подчёркивал, что музыка выражает определённое содержание, то есть чувства, эмоции и настроение. Но при этом знание программы есть необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки. Название музыки (если оно имеется у композитора) необходимо сообщить детям перед её исполнением. В силу специфики музыки как вида искусства необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении должна являться ядром беседы о её содержании. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими её восприятие.
Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить её к знакомым жизненным явлениям. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающими, нежными, приветливыми интонациями, а может грозными, страшными, сметающими всё на своём пути. Такая изобразительная картина передаёт душевное смятение, тревогу, беспокойство.
Даже отдельные звукоподражающие интонации в музыке всегда эмоционально окрашены, например мяуканье котёнка: может быть жалобным или весёлым, беззаботным и игривым. Различение этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребёнком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающего конкретные явления действительности, что зачастую принимается за основу в беседе.
При повторных прослушиваний произведения дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ. Дети с достаточной лёгкостью различают отдельные выразительные средства музыки – определяют темп, динамику, регистр. Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но не словами, а звуками.
С раннего детства ребенок способен интонировать простейшие мелодические обороты из нескольких звуков и повторять понравившиеся мотивы. В течение жизни, обогащая свой жизненный опыт, он накапливает и впечатления от восприятия искусства, а так же обогащает музыкально-эстетические представления.
К работе мы прилагаем упражнения для накопления слухового опыта и овладения певческими навыками, а так же песенные импровизации для развития образного мышления, фантазии и воображения. В младшем возрасте лишь немногие дети от природы обнаруживают эти качества.
Важно, чтобы ребенок сочинял попевки и песенные импровизации осмысленно, выразительно их исполняя. Творческие задания на развитие интонационного слуха на занятиях занимают очень мало времени, но требуют системности, без принуждения, через игру и заинтересованность. Создавать необходимые образы помогает речь педагога, стихотворные тексты, эмоциональная мимика, жесты и конечно, собственный показ.
( см. Приложение ).
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д.
Можно задать детям вопросы («Ты Володя? – Володя. – Ты Оля? – Оля») и спросил, все ли звуки были одинаковы при вопросе и ответе. Затем попросить определить, что будет звучать на рояле – вопрос или ответ, спрашивали ли вы или отвечали, и сыграть вопросительные и утвердительные интонации.
Вслед за этим ещё одно новое интонационное «упражнение». Музыкальный руководитель спрашивает: «Вы весёлые?», «Вы ласковые?», «Вы бодрые?», «Вы задумчивые?», соответственно содержанию вопроса изменяя интонационную окраску. Ребята должны так же «в характере» ответить. При этом не обходится без «накладок». Когда педагог намеренно с весёлой интонацией спрашивает: «Вы задумчивые?», ребята «попадаются» на этот приём и бодро отвечают: «Мы задумчивые», вскоре понимая свою оплошность. [№18.]
Одна из форм домашнего задания может быть такая: ребёнку предлагается вслушаться в интонации родителей или друзей и передать их в ролевой игре. Самое удивительное, что с этим заданием справляются все дети. Или другое задание: вслушайтесь в интонацию мамы, как она вас зовёт кушать, просит сходить в магазин, как меняется её голос, интонация, когда она просит вас об этом раз, второй, третий…» Планомерность таких заданий даёт возможность детям более внимательно относиться к родителям: слышать интонацию усталости бабушки или обиды, и прийти навстречу.
Авторская методика Юдиной Е.И. , положенная в основу учебного пособия «Мой первый учебник по музыке и творчеству», представляет собой серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность. Это пособие автор назвал «Азбукой музыкально-творческого развития». Несколько заданий помогают ребятам понять интонационную природу музыки. (см. Приложение.) Задания находятся в творческой тетради, в ней подробно описывается, как надо заниматься по ней самостоятельно, чего достигнуть, что запомнить и каких трудностей избежать. Детям предоставляется возможность «побыть» композитором, музыкантом-исполнителем, актером, хореографом и исследователем. При выполнении заданий на развитие интонационного слуха можно понаблюдать, насколько больше становятся детские творческие возможности, богаче их фантазия.
Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеёк», «капает дождик», «чирикает птичка»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. А деление музыки на весёлую и грустную обедняет её восприятие.
Б.В. Асафьев подчёркивал, что в музыке разных времён существует свой «интонационный словарь эпохи». Это понятие употребляется в разных вариантах: «бытующий словарь интонаций». «устный словарь интонаций», «звукосмысловые накопления», «звукословарь», «интонационный словарь словарь своего времени».
В музыке И.С.Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф.Куперена, Ж.Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо. Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р.Шумана, Ф.Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний.
С помощью интонации музыка может выражать тончайшие нюансы эмоционального состояния человека. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной и праздничной, как в песне «Праздник» (муз. Г.Фрида, сл. Н.Френкеля) [ № 25] или шутливой и беззаботной песне «Смешные нотки» (муз. З.Роот, сл. И.Красных) [№ 21], а может нежной и танцевальной, а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической.
Эти слова - образы с трудом применяются детьми, так как употребляются в непривычных для дошкольников значениях (сравним словосочетания: «светлая» бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек, «решительная» музыка и т.д.). Но именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [№ 23].
К своей работе мы прилагаем «Словарь эмоций, чувств и ассоциаций», где представлены образные слова, характеризующие эмоциональную сторону музыкальной интонации. Применение данного словаря в работе с дошкольниками мы считаем очень важным для развития их словарного запаса и углубления восприятия музыки. При его составлении использовался следующий принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания объединены в одну группу. Это деление носит условный характер, т.к. некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам.