Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:14, дипломная работа
Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.
и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. – 96 с.
12. Киященко Н. Может ли человек без музыки раскрыть
свою сущность. «Искусство в школе» №1 1991 г. - 17 с.
13. Красильникова Т. Методическое пособие для учителей
14. Красильникова Т. Интонация как основа музыкальной педагогики.
«Музыка в школе»
15. Маслова Л. Интонации искусства. «Искусство в школе» №1, 1991 г.
16. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993 г.
17. Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы.
/ Советская музыка. № 9, 1980 г.
18. Мазель Л. А. О мелодии. М., 1952 г.
19. Мерзлякова С. Музыка и настроение.
«Музыкальный руководитель» № 3, 2008 г. - 2 с.
20. Пиличяускас А. «Искусство в школе» № 2, 1994 г.
21. Программа «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А.,
Санкт- Петербург, 1999 г.
22. Психологический словарь - М., : Педагогика, 1983 г.
23. Роот З. «Песенки и праздники для малышей». – 2-е изд.
- М .: Айриспресс, 2004 г. – 96 с.
24. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя
и муз.рук. дет.сада. – М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
25. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников:
Пособие для студентов, муз.рук…- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 223с.
26. Рогаткина Т. Музыка – образ – игра – обучение.
«Музыкальный руководитель» № 4, 2006 г. - 2 с.
27. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985. – с.174
28. «Учите детей петь» сб. сост. Орлова Т.М., Бекина С.И.
/Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет, 5-7 лет/
- Москва «Просвещение» 1986 г. – 142 с.
29. Энциклопедический словарь юного музыканта
- М.,: «Педагогика» 1985 г.
30. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм.
— СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 368 с.
31. Холопов Ю. Н. Мелодия // Муз. энциклопедия. Т. 3. М., 1976. 511-526.
32. Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974.
33. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству
/ Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия:
У тебя получится:/ - М.: Аквариум, 1997, - 272 с.
Уважаемые члены экзаменационной комиссии, вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа по теме: «Роль интонации в раскрытии музыкального образа на музыкальных занятиях в детском саду».
«Музыка воплощает в жизнь человеческие
Процесс раскрытия музыкального образа произведения – один из самых сложных и тонких аспектов работы педагога в школе и детском саду. Он требует больших специальных знаний, понимания сути и задач музыкального воспитания.
Ведя разговор об эстетическом воспитании личности средствами музыки, мы плохо представляем себе механизм воздействия её на человека.
Способность понимать любые художественные произведения – не привилегия избранных, её можно развивать. И подходить к проблемам развивающего обучения необходимо комплексно.
В процессе создания художественного произведения всегда присутствует субъективное восприятие объективного мира. Искусство - явление эмоционально-образное по своей природе, познаёт мир через личностное восприятие его художником.
Художественный образ создаётся лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перевести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, слов и жестов, а в музыке на язык звуков. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Как правило, существует разрыв между художником, создающим некий образ и лицом, воспринимающим его. Что же происходит с музыкальным образом «по дороге» от композитора к слушателю? Он как бы рассыпается, внимание слушателя обращается не к самому образу, а к каким-либо его деталям или научному объекту. И педагог порой способствует такому донесению произведений до детей, создавая «психологический барьер» между композитором и слушателями, не открывая истинного содержания произведения, а значит, уничтожая его целостное идейно-эстетическое воздействие.
Работа посвящена актуальной проблеме раскрытия музыкального образа, посредством интонации. В изучении всех её составляющих: ритма, мелодии, тембра, темпа, акцентов, динамики, формы, эмоциональной и смысловой наполненности, мы видим дополнительные возможности эстетического воспитания и формирования художественно вкуса дошкольника, у которого наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы.
Все виды искусства опираются на интонацию. Своеобразно выражается интонация в хореографии, в пластике, в жесте. Не случайно хореографию называют пластическим интонированием. В то же время и живопись без интонации художника тоже становится мёртвой. [№13].
По определению Б.Асафьева, музыка – искусство интонируемого смысла. Особый интерес представляет собой природа естественности, живости, эмоционального полнокровия вокальной интонации, подобия ее, по словам В.Медушевского, самому живому человеку.
В работе особое внимание уделяется роли музыкальной интонации на занятиях в детском саду, так как основы развития интонационного слуха закладываются у ребёнка с раннего детства.
Основные методы музыкально-педагогического исследования:
теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта и опыта ведущих педагогов-практиков.
Методологической базой данной работы явились образовательные программы:
“Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепиной М.Б. 2006 г.; «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., Санкт- Петербург 1999г.
В работе над теоретической частью использовались труды видных музыковедов – Б.Асафьева, Л.Мазеля, В.Медушевского; учёных –
К.Д. Ушинского, В.Л. Сухомлинского; музыкантов - педагогов – Д.Кабалевского, О.Радыновой, В.Емельянова.
Предметом исследования данной работы является музыкальная интонация как средство музыкальной выразительности.
Объектом рассмотрения выступает процесс раскрытия музыкального образа посредством интонации.
Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;
Гипотеза:
Изучение особенностей музыкальной интонации, как средства воплощения авторского замысла, является эффективным фактором в раскрытии музыкального образа и обогащении духовного мира ребёнка, если:
- мы понимаем специфику содержания понятия «интонация» и умеем анализировать все её составляющие;
- отношение автора к созданному им образу воспринимается через смысловую интонацию;
- мы ясно осознаём, что чисто музыкальная интонация и выразительная интонация словесной речи - ветви одного звукового потока;
- музыкальный образ – это воплощённая в музыке частица жизни.
Работа носит опытно-практический характер и состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложения.
Первая глава посвящена изучению особенностей интонации, как средства воплощения авторского замысла
Она содержит исторический аспект интонационного осмысления мелодии от первого упоминания термина «мелодия» в древнегреческом и итальянском языках - до музыки 20-го столетия.
Музыкальный романтизм в XIX веке во всей Европе сомкнулся с русской мелодической традицией, приведя к такому пику мелодийности, как творчество П. И. Чайковского.
Б.В.Асафьев употребляет понятие «интонация» в двух значениях: первое – «зерно-интонация» - наименьшая выразительно-смысловая частица, «клеточка» образа»
Развитие теории музыкальной интонации осуществил В. В. Медушевский, поэтому ему также посвящён раздел первой главы.
В его работах очерчивается широчайший круг содержания интонации. В области музыкальных интонации автором подразделяются интонации интеллектуальные, эмоциональные, волевые, изобразительные. Также жанровые и стилевые:
* «вальсовая», «баркарольная», «балладная» интонация;
* интонация «брамсовская», «баховская», «листовская».
Также в первой главе освящена роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии литературно - музыкальных образов и взаимосвязь музыкальной и живописной интонации.
Вторая глава посвящена образности - как основе музыкального искусства.
В ней раскрываются понятия: образное мышление и воображение.
Третья глава посвящена роли интонации в углублении понимания музыкального образа в разделе детского исполнительства «Пение».
В ней рассмотрены возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста, а также методы и приемы работы над постижением музыкального образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ.
Особый интерес в связи с этим представляют собой творческие задания, которые помогают ребятам понять интонационную природу музыки из авторской методики Юдиной Е.И. Это пособие, содержащее серию оригинальных игр и заданий автор назвал «Азбукой музыкально-творческого развития».
Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического метода В.Емельянова и их влияние на выразительность музыкальной интонации также представлены в третьей главе выпускной работы..
В заключении я хочу сказать, что музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка как вид искусства не существует.
В результате изучения научной и педагогической литературы по данной теме, можно сделать вывод, что целостность, образность, ассоциативность, интонационность, импровизационность - вот те основания на которых может быть построен процесс приобщения дошкольников к музыке.
В ходе анализа содержания и составляющих музыкальной интонации выяснено, что природа вхождения ребенка в музыку в детском саду должна быть такой: от интонации слова («Вначале было слово») - в интонационный строй музыки - в ее сердцевину - в главный образ.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что изучение особенностей музыкальной интонации, как средства воплощения авторского замысла, является эффективным фактором в раскрытии музыкального образа произведения и обогащении духовного мира ребёнка.