Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:33, курсовая работа
Цель исследования – изучив полифонию как предмет проанализировать и сделать сравнительный анализ с точки зрения звукорежиссуры несколько полифонических произведений на примере записей прелюдии и фуги И. С Баха из «Хорошо темперированного клавира» в исполнении С. Рихтера и Г. Гульда.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
- определить содержание понятия «полифония»;
- определить содержание понятия «Хорошо темперированного клавира »;
- проследить историю сочинения «ХТК»;
- выявить значение произведения «ХТК»;
- на примере двух аудиозаписей сделать сравнительный звукорежиссёрский анализ фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении Г. Гульда и С. Рихтера;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность понятия «полифония» и «Хорошо темперированный клавир» . . . . . . 4
1.1 Определение понятия «Полифония» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Определение понятия «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История сочинения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.4 Значение произведения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 Опыт сравнительного звукорежиссёрского анализа записей фуг Баха из «ХТК» в интерпретации Г. Гульда, С. Рихтера и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Критерии оценки качества аудио записей с точки зрения звукорежиссёра . . . .9
2.2 Сравнительный анализ трёх аудиозаписей фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении С. Рихтера, Г. Гульда и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СВЯТОСЛАВ РИХТЕР (Fuge Nr. 3 Cis-Dur BWV 848).
По сравнению с первым вариантом сыгранным Гульдом, эта аудио запись контрастно выделяется следующими моментами: во первых здесь пространство гораздо объёмней, это выдаёт более сильная ревербюрация и план, который по ощущению отодвинут дальше, чем в первом варианте. Во вторых более широкий баланс и сама трактовка произведения, которая выражается в динамике исполнения и темпом.
В этой записи пропало
Моно запись изначальна, так как производилась в период когда, стерео ещё только зарождалось.
По
качеству звучания аудиозапись Рихтера
не уступает предшествующей. Присутствуют
те же помехи и шумы.
Краткая информация об исполнителе.
Официальный
сайт: http://www.sviatoslavrichter.
Родился 20 марта 1915 года в Житомире.
Когда
кто-нибудь из критиков говорил, что
концерт прошел гениально, Рихтер отвечал:
«Гениальным может быть только творец.
А исполнитель может быть талантливым
и вершины достигает только тогда, когда
выполняет задуманное художником».
АНДРАС ШИФФ (Fuge Nr. 3 Cis-Dur BWV 848).
Последний вариант фуги. Эта запись привлекает свое внимание из всех больше всего. Первое, что бросается на слух, это полётный красивый звук, который разлетается в большом объёмном помещении. Ревербюрация примерно такая же, как и варианте у Рихтера, только лучше сбалансированна. Тембральное соотношение частот при записи рояля звукорежиссёром выстроено очень грамотно.
Трактовка Андраса сильно отличается от трактовок Рихтера и Гульда. Это размеренный неторопливый темп, стакатирование отдельных нот (например самое начало фуги) для подчеркивания фраз. Чувствуется романтическая школа в игре этого музыканта.
Аудиозапись сделана намного позднее, чем предыдущие, что сказалось на качестве звучания. Прежние шумы которые наблюдались в первых двух записях исчезли, хотя наличие белого шума определить всё-таки можно.
Недостатки
записи опытный звукорежиссёр
Краткая информация об исполнителе.
Живущий в Англии венгр Андрас Шифф — один из самых уважаемых исполнителей в мировой фортепианной элите. Его имя в последние несколько лет получило вдобавок несколько обидную своей поверхностностью всемирную известность после одного досадного концертного казуса. Выступая на Эдинбургском фестивале, пианист рассердился на назойливые звонки мобильных телефонов в зале и прервал концерт, сославшись на невозможность сосредоточиться в таких условиях. Новость с упоением пересказывали на информационных лентах по всему миру, что, конечно, объяснимо (благо остроту ситуации может вообразить себе любой), но только у Андраса Шиффа есть и более законные основания для того, чтобы слыть знаменитым музыкантом.
Например,
редкостное качество его трактовок
Шуберта и Шумана, содержательных,
тонких и выразительных. Или его исполнение
клавирной музыки Баха — тоже одного из
главнейших композиторов в репертуаре
Шиффа. Несмотря на атаки клавесинистов,
Андрас Шифф продолжает отстаивать достоинства
"рояльного" Баха, и уровень его интерпретаций
действительно выглядит весомым аргументом
в этой дискуссии. Британская Королевская
академия музыки вручила пианисту специальный
Bach Prize, присуждаемый лишь выдающимся исполнителям
или не менее выдающимся исследователям
баховской музыки. В общем, вполне достойное
пополнение коллекции полученных Шиффом
наград, где уже есть и "Грэмми" (две,
в том числе как раз за запись Английских
сюит Баха, кстати сказать), и датская "Премия
Соннинг" (Sonnings Musikpris), своего рода "нобелевка"
в сфере классической музыки. И, между
прочим, лавры Конкурса им. Чайковского
1974 года.
Заключение
В
данной работе мы кратко затронули тему
полифонии и «Хорошо темперированного
клавира», с целью, как можно качественней
провести звукорежиссёрский анализ записи
полифонического произведения в трёх
вариантах.
Список
использованных источников
[сайт]
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
[сайт]
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
[сайт]
URL: http://www.liveinternet.ru/
[сайт]
URL: http://rus.625-net.ru/
[сайт]
URL: http://www.sviatoslavrichter.