Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:33, курсовая работа
Цель исследования – изучив полифонию как предмет проанализировать и сделать сравнительный анализ с точки зрения звукорежиссуры несколько полифонических произведений на примере записей прелюдии и фуги И. С Баха из «Хорошо темперированного клавира» в исполнении С. Рихтера и Г. Гульда.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
- определить содержание понятия «полифония»;
- определить содержание понятия «Хорошо темперированного клавира »;
- проследить историю сочинения «ХТК»;
- выявить значение произведения «ХТК»;
- на примере двух аудиозаписей сделать сравнительный звукорежиссёрский анализ фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении Г. Гульда и С. Рихтера;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность понятия «полифония» и «Хорошо темперированный клавир» . . . . . . 4
1.1 Определение понятия «Полифония» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Определение понятия «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История сочинения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.4 Значение произведения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 Опыт сравнительного звукорежиссёрского анализа записей фуг Баха из «ХТК» в интерпретации Г. Гульда, С. Рихтера и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Критерии оценки качества аудио записей с точки зрения звукорежиссёра . . . .9
2.2 Сравнительный анализ трёх аудиозаписей фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении С. Рихтера, Г. Гульда и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Краснодарский государственный унтверситет
культуры
и искусств
Факультет
консерватория
Кафедра
музыкальной звукорежиссуры
Курсовая работа
Сравнительный звукорежиссерский анализ аудио интерпретаций фуги Баха из «Хорошо темперированного клавира»
(Teil
1 BWV Fuge Nr. 3 Cis-Dur BWV 848)
Автор курсовой
работы:
Специальность: Звукорежиссура
Научный руководитель:
Краснодар 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность понятия «полифония» и «Хорошо темперированный клавир» . . . . . . 4
1.1 Определение понятия «Полифония» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Определение понятия «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История сочинения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.4 Значение произведения «ХТК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 Опыт сравнительного звукорежиссёрского анализа записей фуг Баха из «ХТК» в интерпретации Г. Гульда, С. Рихтера и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Критерии оценки качества аудио записей с точки зрения звукорежиссёра . . . .9
2.2 Сравнительный анализ трёх аудиозаписей фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении С. Рихтера, Г. Гульда и А. Шифф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованных
источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, потребностью изучения полифонии как предмета в высшем учреждении.
- во-вторых, приобщить звукорежиссёрские знания при оценке звучания полифонических произведений.
Это и предопределило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.
Цель исследования – изучив полифонию как предмет проанализировать и сделать сравнительный анализ с точки зрения звукорежиссуры несколько полифонических произведений на примере записей прелюдии и фуги И. С Баха из «Хорошо темперированного клавира» в исполнении С. Рихтера и Г. Гульда.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
- определить содержание понятия «полифония»;
- определить содержание понятия «Хорошо темперированного клавира »;
- проследить историю сочинения «ХТК»;
- выявить значение произведения «ХТК»;
- на примере двух аудиозаписей сделать сравнительный звукорежиссёрский анализ фуги №3 Баха из первого «ХТК» в исполнении Г. Гульда и С. Рихтера;
Структура
курсовой работы обусловлена целью
и задачами исследования и включает
в себя: введение, два раздела (первый
раздел «Полифония и Хорошо темперированный
клавир»; второй раздел – «Опыт сравнительного
звукорежиссёрского анализа записи фуги
№3 Баха из «ХТК» в интерпретации Рихтера,
Гульда, Шифф), заключение и список использованных
источников.
1 Понятие Полифонии и Хорошо темперированного клавира (ХТК)
1.1
Полифония (от греч. polus - многий и ponn - звук, голос; букв. - многоголосие) - вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических линий или мелодических голосов. "Полифонию, в высшем ее смысле, - указывал А. Н. Серов, - надобно понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый свое, и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная чепуха, а, напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чудо возможно; оно составляет одну из эстетических специальностей нашего искусства". Понятие "Полифония" совпадает с широким значением термина контрапункт. Н. Я. Мясковский относил к области контрапунктического мастерства сочетание мелодически самостоятельных голосов и соединение в одновременности нескольких тематических элементов.
Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приёмы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов; средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии. На выразительность приёмов полифонии влияют также инструментовка, динамика и прочие компоненты музыки. В зависимости от определённого музыкального контекста может изменяться художественный смысл тех или иных средств полифонического изложения. Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в 14-16 вв. - мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (напр., фугато) встречаются и в рамках иных форм.
Полифоническому складу музыкальных произведений противостоит гомофонно - гармоническому, где голоса образуют аккорды и выделяется главная мелодическая линия, чаще всего в верхнем голосе. Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического. построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии. В то время как одни голоса начинают изложение новой или повторение (имитацию) прежней мелодии (темы), другие ещё не окончили предыдущей.
1.2 Определение понятия «ХТК»
Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846—893, — цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название — «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК.
Первая
часть была написана Бахом в 1722 г.,
вторая — значительно позже, в 1744
г. Полное название, приведённое выше,
было написано на титульном листе
автографа первой части; вторая часть
была озаглавлена просто как «24 новые
прелюдии и фуги».
1.3 История сочинения «ХТК»
Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая — когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».
В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле.
Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.
Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.
Хотя
ХТК стал первым законченным сборником
произведений для всех 24 употребительных
тональностей, похожие попытки
1.4
Значение произведения «ХТК»
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. ( В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)
Эти преимущества
заключались в возможности использования
модуляций и хроматизмов без всякого ограничения,
а также в равноправии всех тональностей.
Хотя работа Баха не была единственным
сборником произведений для всех тональностей,
она стала наиболее известным и убедительным
аргументом перехода к новому строю. Впоследствии
это привело к тому, что гармония стала
одной из основ классической музыки. Бетховен,
в произведениях которого часто встречаются
модуляции далеко за пределы основной
тональности, находился под влиянием ХТК.
Возможность равноправно использовать
все тональности и свободно переходить
из одних в другие для создания специфических
ощущений у слушателя была полностью реализована
в эпоху романтизма. В конце концов, в XX
веке это привело к растворению тональной
системы вообще: в атональной музыке Арнольда
Шёнберга равноправными являются все
звуки.
Кроме
использования всех тональностей, ХТК
известен большим спектром нововведений
по части техники и выразительных
средств. Ни один композитор, кроме
Баха, не смог создать столь живые и
яркие произведения в форме фуг, и многие
его последователи сверяли себя с его
произведениями.
Позже
другие композиторы, вдохновлённые
примером Баха, писали свои сборники из
24 прелюдий и фуг. Например, в середине
XX века Дмитрий Шостакович написал
цикл подобных произведений.