Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии
Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
История учения о темпераменте……………………………………9
Психологическая характеристика типов темперамента…………15
Роль темперамента в деятельности человека…………………….22
Выводы по I главе………………………………………………………..27
Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева
2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29
2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34
2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38
2.4 Описание экспериментальной методики и хода эксперимента……………………………………………………………………..44
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованных источников………………………..51
приложение

Работа состоит из  1 файл

к.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное бюджетное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный  университет физической культуры» 

кафедра танцевальных видов  спорта и педагогики балета 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Психология творчества и специальная педагогика» 

     Влияние темперамента

     на  художественный образ  танца

     в творчестве известных  исполнителей 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 418 группы

     Гречишникова  Т.А.

     Проверил:

     Путилов В.Д. 
 
 
 
 
 

     Челябинск 2011 
Содержание
 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Становление и  развитие учения о  темпераменте в психологии

    1. Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
    2. История учения о темпераменте……………………………………9
    3. Психологическая характеристика типов темперамента…………15
    4. Роль темперамента в деятельности человека…………………….22

Выводы  по I главе………………………………………………………..27

Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева

     2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29

     2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34

     2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38

     2.4 Описание экспериментальной методики  и хода                       эксперимента……………………………………………………………………..44

Выводы  по II главе………………………………………………………48

Заключение………………………………………………………………...50

Список  использованных источников………………………..51

приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Актуальность  исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.

      Между тем, эффективность деятельности хореографа зависит не только от приобретенных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему профессионально-творческому развитию, а также от психологической компетентности, в основе которой – понимание влияния типа темперамента.

      Это обусловливает актуальность исследования сущности и особенностей влияния типа темперамента на художественный образ танца, а также на успешность его раскрытия исполнителем.

      Как показывает практика, недостаточность  исследований в сфере психологии хореографии, отсутствие эффективных методик развития творческой активности хореографа является одним из основных факторов, сдерживающих осуществление новых идей и замыслов, новых целевых установок и ценностных ориентаций в области искусства танца.

      Сложность решения проблемы исследования влияния типа темперамента на художественный образ танца определяется в значительной мере тем, что личность хореографа представляет собой многокачественную целостность, которая органически связана в своем развитии со всем комплексом психологических характеристик, свойств и качеств личности. Для ее решения важно не только углубление теоретического анализа, но и определение оптимальных путей практического решения задач сегодняшнего дня.

     Изучением темперамента занимались многие исследователи, такие как Гиппократ (V-IV вв. до н. э.)., Клавдий Гален (II в. до н.э.) в труде «О частях человеческого тела», Кант в книге «Размышления над чувством прекрасного» и др. В наше время, поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темперамента явилось учение И.П. Павлова.

       Однако, несмотря на столь глубокое исследование структуры и функциональных особенностей типов темперамента, исследование его влияния на исполнителя и художественный образ танца пока не получило распространения. Поэтому изучение особенностей темперамента танцора и его связь с воплощаемым художественным образом является проблемой, требующей дальнейшего изучения.

     Знакомство  с понятием и типологией темпераментов  позволяет не только удовлетворить  познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения танцу.

     Исходя  из актуальности, практической востребованности данной проблемы и ее недостаточной исследованности, тема курсовой работы: «Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей».

     Цель  исследования: изучить влияние темперамента на творчество известных исполнителей, на примере народного артиста СССР Владимира Васильева.

     Объектом нашего исследования является круг сценических образов в исполнительском творчестве В. Васильева.

     Предмет исследования: особенности проявления разных типов темперамента в исполнительском творчестве В. Васильева.

     Для достижения поставленной цели выдвинуты  следующие задачи:

  1. Проанализировать содержание и сущность понятия «темперамент» в литературных источниках;
  2. Изучить историю развития учения о темпераменте;
  3. Исследовать современные научные представления о темпераменте;
  4. Провести эксперимент по исследованию темперамента В. Васильева.

     Методы  исследования: теоретический анализ научных трудов по теме исследования, сопоставление, систематизация.

     Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии 

      1.1 Понятие и основные  свойства темперамента 

       Как известно, на Земле не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – каждый человек индивидуален. Однако он не рождается уже сложившейся личностью, а становится ею постепенно. Но еще раньше у человека наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства, присущие только данному человеку.

     Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, как они реагируют на внешние воздействия мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия. Одни быстры, порывисты, шумливы, другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Эти различия – по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и характеризуют понятие темперамент.

     Согласно [Григорович, Л. А. и Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.] под темпераментом следует понимать индивидуальные и своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

       К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые:

  • Регулируют динамику психической деятельности в целом;
  • Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  • Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  • Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  • Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

       Пользуясь определенными признаками, можно отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

       К этим свойствам можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

     Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной  системы, предложил на ее основе более  современную трактовку свойств  темперамента, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре, связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

       В соответствии с этим, традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

       Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:

     Сензитивность об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

     Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

     Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

     Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

     Пластичность  и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

     Экстраверсия  и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

     Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. 

Информация о работе Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей