Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии
Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
История учения о темпераменте……………………………………9
Психологическая характеристика типов темперамента…………15
Роль темперамента в деятельности человека…………………….22
Выводы по I главе………………………………………………………..27
Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева
2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29
2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34
2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38
2.4 Описание экспериментальной методики и хода эксперимента……………………………………………………………………..44
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованных источников………………………..51
приложение
1.4
Роль темперамента
в деятельности
человека
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр I и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, хореографов – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
Под влиянием жизненных
В системе воспитания и
Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.
Поскольку каждая деятельность
предъявляет психике человека
и ее динамическим
Роль темперамента в труде
и учебе заключается в том,
что от него зависит влияние
на деятельность различных
Согласно современным исследованиям [Кроль, В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.] Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.
Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а их устойчивость делает флегматик однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.
И.П. Павлов выделил еще три
«чисто человеческих типа»
У людей художественного типа
(преобладает активность
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.
Современные исследования
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.
В
межличностных отношениях конфликты
нередко возникают вследствие того,
что люди не учитывают особенности темперамента
как своего, так и другого человека, такие,
например, как импульсивность, медлительность,
вспыльчивость, большая впечатлительность,
ранимость и др. Некоторые недостатки
темперамента могут быть нейтрализованы
человеком в процессе его повседневной
работы над собой; используя особенности
своего темперамента, можно добиваться
значительных успехов в деятельности
и в совершенствовании собственной личности.
Выводы
по I главе
Проанализировав содержание и сущность понятия «темперамент» в литературных источниках, изучив историю развития учения о темпераменте и исследовав современные научные представления о нем, были сделаны следующие выводы:
1. Темперамент – это индивидуальные и своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
2. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость.
3. Выделены 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
4.
Исследование связи темперамента и деятельности
показали важность учета этого фактора
при выборе профессии как самим человеком,
так и образовательными организациями
и производствами при приеме на учебу
и работу.
Глава 2 Влияние
темперамента на творчество
танцоров на примере
Владимира Васильева
2.1
Творческая биография
В. Васильева
Владимир Васильев родился в семье, не имеющей отношения к искусству и театру. Впервые он познакомился с искусством балета в 1947 году. Когда ему было семь лет, один из друзей привел его в Кировский дом пионеров, в кружок балета. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшой группе. На всю жизнь Владимир сохранил благодарность своему первому учителю, у которой занимался сначала в районном, а потом и в городском Доме пионеров Москвы. Это она разглядела в обаятельном мальчике врожденную координацию движений, легкий, высокий прыжок, удаль. Именно у Россе он перетанцевал почти все народные танцы. А потом любовь к народным танцам Васильев пронес через всю свою жизнь. Это постоянство интересов, устойчивость, способность к длительному творчеству, верность призванию характерна для флегматического темперамента и является его сильной стороной.
Когда
Владимир занимался уже третий год,
в Дом пионеров приехал педагог
хореографического училища