Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии
Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
История учения о темпераменте……………………………………9
Психологическая характеристика типов темперамента…………15
Роль темперамента в деятельности человека…………………….22
Выводы по I главе………………………………………………………..27
Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева
2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29
2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34
2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38
2.4 Описание экспериментальной методики и хода эксперимента……………………………………………………………………..44
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованных источников………………………..51
приложение

Работа состоит из  1 файл

к.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     1.4 Роль темперамента  в деятельности  человека 

       Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр I и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, хореографов – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

       В зависимости от того, как  человек относится к тем или  иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

       Под влиянием жизненных условий,  определенного образа действий. У холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

       В системе воспитания и перевоспитания  типологические категории людей  требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут «растормозиться» прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

       Образ поведения человека и  животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

       Поскольку каждая деятельность  предъявляет психике человека  и ее динамическим особенностям  определенные требования, нет темпераментов,  идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.

       Роль темперамента в труде  и учебе заключается в том,  что от него зависит влияние  на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

     Согласно  современным исследованиям [Кроль, В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.] Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

     Первый  путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить  к данной деятельности лиц, которые  не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

     Второй  путь приспособления темперамента к  деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

     Третий  путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

     Четвертый, основной и наиболее универсальный  путь приспособления темперамента к  требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.

     Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов  и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

       Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а их устойчивость делает флегматик однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

       Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

       В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

     Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

       И.П. Павлов выделил еще три  «чисто человеческих типа» высшей  нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители  мыслительного типа (преобладает  активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

       У людей художественного типа (преобладает активность первой  сигнальной системы мозга правого  полушария) мышление образное, на  него накладывает отпечаток большая  эмоциональность, яркость воображения,  непосредственность и живость  восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».

       Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

       Современные исследования подтвердили,  что правое и левое полушария  имеют специфические функции,  и преобладание активности того  или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

       Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

     В межличностных отношениях конфликты  нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. 

     Выводы  по I главе 

     Проанализировав содержание и сущность понятия «темперамент» в литературных источниках, изучив историю развития учения о темпераменте и исследовав современные научные представления о нем, были сделаны следующие выводы:

     1. Темперамент – это индивидуальные и своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

     2. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость.

     3. Выделены 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

     4. Исследование связи темперамента и деятельности показали важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.  

 

Глава 2 Влияние  темперамента на творчество танцоров на примере  Владимира Васильева 

     2.1 Творческая биография  В. Васильева 

       Владимир Васильев родился в семье, не имеющей отношения к искусству и театру. Впервые он познакомился с искусством балета в 1947 году. Когда ему было семь лет, один из друзей привел его в Кировский дом пионеров, в кружок балета. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшой группе. На всю жизнь Владимир сохранил благодарность своему первому учителю, у которой занимался сначала в районном, а потом и в городском Доме пионеров Москвы. Это она разглядела в обаятельном мальчике врожденную координацию движений, легкий, высокий прыжок, удаль. Именно у Россе он перетанцевал почти все народные танцы. А потом любовь к народным танцам Васильев пронес через всю свою жизнь. Это постоянство интересов, устойчивость, способность к длительному творчеству, верность призванию характерна для флегматического темперамента и является его сильной стороной.

     Когда Владимир занимался уже третий год, в Дом пионеров приехал педагог  хореографического училища Михаил Каверенский для отбора способных  детей. Сначала он «ничего хорошего»  в Володе не увидел, но Елена Романовна предложила «смотреть не у станка, а на середине зала». Тогда, внимательно приглядевшись к мальчику, Каверенский все-таки согласился взять его в Московское хореографическое училище. В 1949 году Володю приняли в класс педагога Евгении Александровны Лапчинской. На приеме она обратила внимание на легкий, высокий прыжок – ведь для мальчика это очень ценное профессиональное качество. Комиссии понравился и облик паренька с живыми глазами и обаятельной улыбкой. Эти свойства характерны для сангвинического темперамента. В течение всех лет учебы Васильева считали дисциплинированным, спокойным учеником с покладистым характером, что говорит о флегматическом темпераменте. Он был любознателен, посещал выставки, с особым интересом относился к живописи, потому что сам любил рисовать. Его всегда отличало чувство ответственности, что свойственно сангвиникам. Он никогда не ленился, был предельно старателен. А уж если ему поручали сольный номер, мог прийти на репетицию с температурой, лишь бы не подвести партнеров. Он хорошо смотрелся со сцены: обязательная улыбка, чуть склоненная голова, осмысленный жест – все было по-детски просто, без наигрыша, искренне.

Информация о работе Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей