Характеристика ислама как мировой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороастризм, местные языческие верования), ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и всеохватывающий образ жизни.
В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
II. Характеристика ислама как мировой религии.
1. Происхождение мусульманской религии …………….….…..…….с. 4-11
2. Направления ислама ………………………………………..……….с. 11-13
3. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
4. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
5. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
6. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
III. Заключение……………………………………………………….……с.33
IV. Список литературы ………………………………………………….с.34

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 91.93 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

  1. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
  2. Характеристика ислама как мировой религии.
  1. Происхождение мусульманской религии  …………….….…..…….с. 4-11
  1. Направления ислама  ………………………………………..……….с. 11-13
  2. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
  3. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
  4. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
  5. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
  1. Заключение……………………………………………………….……с.33
  1. Список литературы ………………………………………………….с.34

 

 

Введение.

 

Ислам - одна из трёх  величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что  в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом,  более  полное название этой религии можно  перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Я не без причины выбрала  тему своей работы - ислам. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.

Раньше для меня ислам  был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я  изучила лишь только малую часть  этой культуры и религии, я поняла много вещей, которые стали для  меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас я понимаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.

Не суди, да судим  не будешь! Я всегда стараюсь следовать этой заповеди, хотя это очень трудно и не всегда удаётся.

Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю  и даже сущность ислама невозможно по- настоящему понять в отрыве от двух его «старших братьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран, собрание откровений, Которые Мухаммед, основатель ислама, получил от Бога.

Поэтому вторая причина, вследствие которой, выбор моей работы пал на ислам, является то, что меня очень заинтересовали и увлекли отношения самих мусульман к их религии.

Исследуя ислам, я опиралась  на различную литературу, авторы которой  являются как обычными учёными- историками, философами, так и последователями  разных религий. И мне было очень  интересно следить за ходом их рассуждений и убеждений на тему ислам. И у каждого автора ислам был представлен по-разному и по-своему. Именно так, как сам автор его видит или хотел бы донести до уст читателя.  

 

 

 

 

 

  1. Происхождение мусульманской религии

 

Ислам  –       самая близкая к нам по времени  возникновения, третья и самая молодая  из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции  (иудаизм, христианство, иранский зороастризм,  местные языческие верования),  ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир  своих последователей,  но и всеохватывающий  образ жизни.        

В так называемом мусульманском  мире до наших дней не случилось  разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.

Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз)  проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулись торговля, деятельность ремесленников, и он превратился в крупный политический центр.

Однако Ирану удалось  захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран.  Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападения соседних государств и племен привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий.  

Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненны племен и создание арабской государственности.  Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возникал не сразу, его  появлению предшествовали учения ханифов – ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя,      населяющее Аравийский полуостров имело  своих богов,  но постепенно верования  племен,  наиболее мощных в политическом и экономическом отношении,  становились  обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов  и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. – куб), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.  В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения).  Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300  племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг

Мекки. 

Племенного бога мекканских курейшитов  –   Аллаха  (араб.«аль-Илах»)  сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.

Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человеческие добродетели  была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что всё  происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а  простым “ходом событий”. Кроме  того, ряд племён полностью или  частично,   приняли христианство,  имелись иудаистские общины в  Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были  знакомы идеи христианства и иудаизма. На основе соединения некоторых положений  христианской и иудейской религии  с традиционными верованиями  арабов возникла религия “ханифизм”,  однако она не стала всеобщей,  ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам. Само слово «ислам» означает покорность.

Основателем  ислама  считается  пророк Мухаммед  (согласно иудейской, христианской и мусульманской религии, пророк – это человек, удостоившийся  беседы с Богом и получивший задание  открыть его волю людям).

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для  ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда  идеологи и политики, выступающие  под лозунгом ислама,  пытаются как  можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской  религии весьма многообразно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий  мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммеда  – посланника Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата  ислама:

          -  существует единый,  единственный  и вечный  всемогущий бог –  Аллах; 

          - своим посланником Аллах избрал  араба из Мекки, Мухаммеда,  через него бог передал людям  текст священной книги – Корана,  его руками он основал общину верующих (умма).

За 14  веков  из небольшой  группы Аравии община превратилась в  многомиллионную массу людей  разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.

Величие бога – Аллаха –  выражено во многих формулах, хорошо известных  всем мусульманам и часто повторяемых  ими в речи, молитвах, бытовых  восклицаниях,  а также постоянно  встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской  архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке:  «Аллаху акбар» – «Аллах самый  великий!» и т.д.

По мусульманской  доктрине, люди, не исповедующие  ислам, – «неверные»,  среди них иудеи  и  христиане  выделяются  особо  как ахль аль – китаб, т.е.   «люди Писания».  Согласно  Корану  они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисея (Мусу),  Иисуса (Ису),  которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка,  с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.

Эти основы религии знает  всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX вв. явились важным переломным моментом в эволюции ислама. Изменения в  социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма  – все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах как на роль ислама в  обществе, так и в самой исламской  мотивации новых религий общественного  бытия.

Процесс адаптации религиозно-философских  и правовых норм ислама к новым  историческим условиям, начавшимся в  середине XIX  в. и продолжающимся и поныне,  многие исследователи  обозначают термином “мусульманская реформация”,  хотя он принципиально  отличен от реформации христианской.  Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.  Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась,  прежде всего,  в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в исламе.

Существенные изменения  претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мер – сама система мусульманского права:

        - происходило  постепенное ограничение юрисдикции  шариатских судов; 

        - к  середине XIX  в.  на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).

Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткого права - Манджалла – был составлен в 1869-1876 гг.), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы,  не предусматриваемые

шариатом.    Определенные изменения роли ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами  Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи. 

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских  богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Однако этот процесс  оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в  полемике по поводу допустимости (или греховности)  создания в мусульманских  странах банковской системы. Полемика разворачивалась,  с одной стороны,  вокруг положения о  взимании  ссудного процента (риба), а с другой –  в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо в 1899 г. издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских  странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как  в случае с риба), но и оживление  некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение  в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества).          С другой стороны,  нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие  объединения, действовавшие  в различных частях мусульманского мира  на религиозно – общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капиталистический или полукапиталистический характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного  сознания.  Это касается,  прежде всего,  процесса становления национального  самосознания и возникновения буржуазного  национализма.  В русле этого  процесса получило новое осмысление традиционное положение ислама о  единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом,  направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе,        развивается и мусульманский национализм,  сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий.  Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой –   в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил.  В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX вв.

Информация о работе Характеристика ислама как мировой религии