Со
смертью Мухаммеда прекратился
прямой “контакт” общины с
Аллахом, ею стали управлять
халифы – заместители Пророка
в деле проведения в жизнь
законов и правил, заповеданных
Мухаммедом и изложенных в
Коране. За право выдвижения на
пост халифа своего представителя
соперничали разные группы мусульман.
Связано это с тем, что после
смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое
количество браков. Право Пророка превысить
разрешенное для мусульманина число жен
(четыре) было специально обосновано
кораническим “откровением”. В большинстве
своем эти браки носили политический характер,
укрепляя связи Мухаммеда с различными
родоплеменными группами. Любимой женой
Мухаммеда предание считает Аишу, дочь
Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась
играть политическую роль в качестве хранителя
и толкователя его заветов. Особой
любовью Мухаммеда также пользовалась
коптская невольница Мария, родившая ему
сына Ибрахима, умершего в младенчестве
и горько оплаканного Пророком. Согласно
преданию у Мухаммеда было 11 официальных
жен, девять из которых были живы в момент
его кончины.
Мухаммед
не оставил мужского потомства.
Дочь Мухаммеда Фатима вышла
замуж за его двоюродного брата
и верховного друга Али ибн
Аби Талиба. От потомков их сыновей
– ал-Хасана и ал- Хусайна – происходят
все довольно многочисленные в сегодняшнем
мусульманском мире потомки “семьи Пророка”
– саййиды и шарифы.
В
современной науке существует
общее мнение, что Мухаммед действительно
жил и действовал, произнес
значительную часть слов, составляющих
Коран, обосновал общину мусульман
сначала в Мекке, потом в
Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда
(сира), в преданиях о его словах и поступках
(хадис), в комментариях к Корану (тафсир)
и т.д. наряду с исторически достоверными
сведениями содержится много поздних
добавлений, домыслов и легенд. Все вместе
они и составляют известную всем мусульманам
биографию Пророка.
Ислам
в принципе не наделяет Мухаммеда
никакими сверхъестественными чертами.
В Коране неоднократно подчеркивается,
что он такой же человек,
как и все. Тем не менее,
вокруг его фигуры постепенно
возник цикл легенд о чудесах.
Некоторые из них развивают
намеки Корана, как, например,
легенда о том, что ангелы
рассекли молодому Мухаммеду
грудь и омыли его сердце, или
легенда о его ночном путешествии
на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим
и последующем вознесении на небеса. Сложился
ряд легенд о чудесах, сотворенных
Мухаммедом, – в его присутствии
не дойная овца дает молоко, малой пищи
хватает на множество людей и т.д. В целом,
однако, подобного материала в преданиях
о Мухаммеде сравнительно мало.
В
европейской культуре образ Мухаммеда
был первоначально объектом разных
нападок и обвинений в коварстве,
жестокости, любострастии, возникали
и волшебные легенды, притягивавшие
христианских завоевателей, как,
например, о висящем в воздухе
гробе Мухаммеда. Причудливым
образом он становился порой
объектом тайного поклонения, например
у тамплиеров.
Просветители
считали Мухаммеда обманщиком, использовавшем
религию в целях собственного благополучия.
Ученые и публицисты Европы видели в Мухаммеде
и революционера, и реформатора, и пламенного
политического вождя, и вдохновенного
пророка, и ученика иудейских раввинов
или христианских монахов, и крупного
политика и т.д.
Реальные
результаты деятельности Мухаммеда
и тот образ пророка и правителя,
основу для которого он создал
своей жизнью, определяют значение
роли и личности Мухаммеда
в средневековой истории Востока
и Запада.
- Основные источники вероучения ислама.
Важнейшим источником шариата
считается Коран
(от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух»,
«назидание») – священная книга мусульман,
состоящая из притч, молитв и проповедей,
произнесенных Мухаммедом между 610 и 632
гг. Исследователи находят в Коране положения,
заимствованные из более ранних правовых
памятников Востока, а также из обычаев
доисламской Аравии.
Почти
каждый мусульманин знает хотя
бы несколько фраз из этой
священной книги ислама, хотя
многие значения этих фраз
не понимают. Коран произносился
и записан по-арабски. В ритуальных
целях он используется в арабском
оригинале. Для мусульман Коран
– прямая речь Аллаха, обращенная
к Мухаммеду, а через него
ко всем людям. В проповедях
Корана и простые мусульмане,
и богословы ищут ответы на
вопросы частной жизни и жизни
общества, текстами Корана оправдывают
свои поступки.
Первые
пророческие откровения передавались
в общине устно, по памяти. Некоторые
из них верующие записывали
по собственной инициативе, пока,
наконец, в Медине по указанию
Мухаммедане стали вестись систематические
записи.
Полный
текст Корана (Сухуф) был собран
после смерти Мухаммеда. Канонизирование
содержания Корана (Мусхаф) и составление
окончательной редакции произошло при
халифе Османе. Коран предписывает арабам
покинуть «обычаи отцов» в пользу правил,
установленных исламом. В самом Коране
его правовая значимость определяется
следующим образом: «Итак, мы ниспослали
его как арабский судебник».
Коран
состоит из 114 глав (сур), расчлененных
на 6204-6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов).
Арабское слово «аят» означает «знамение»,
«чудо», «знак». Отсюда происходит
титул духовных лиц шиитов «аятолла» –
знамение Аллаха.
Большая
часть этих стихов имеет мифологический
характер, и лишь около 500 стихов
содержат предписания, относящиеся
к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80
из них можно рассматривать
как собственно правовые (в основном
это правила, относящиеся к
браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей.
Суры
размещены не по содержанию
и не по времени их появления,
а в порядке убывания длины,
за исключением первой суры, фатихи.
Суры мекканские (более ранние) и мединские
(более поздние) перемешаны. Одно и
то же повторяется многословно в разных
сурах. Восклицания и прославления величия
и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,
запретами и угрозами «геенной» в будущей
жизни всем непослушникам.
В
Коране совсем не заметно следов
такой редакционно – литературной
отделки, как в христианском
Евангелии – это совершенно
сырые, необработанные тексты.
Под каждой главой имеется
отметка – мекканская или мединская,
т.е. по тому месту, где она
была получена пророком Мухаммедом
– в Мекке или Медине.
Большая
часть положений Корана носит
казуальный характер и представляет
собой конкретные толкования, данные
пророком в связи с частными
случаями. Но многие установления
имеют весьма неопределенный
вид и могут приобретать разный
смысл в зависимости от того,
какое содержание в них вкладывается.
В последующей судебно-богословской
практике и в правовой доктрине
в результате достаточно свободного
толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а
нередко и во взаимоисключающих
правовых предписаниях.
Другим
авторитетным и обязательным
для всех мусульман источником
права является Сунна
(«Священное Предание»), состоящая
из многочисленных рассказов (хадисов)
о суждениях и поступках самого Мухаммеда.
Таких рассказов, сообщений насчитывается
десятки тысяч. В хадисах также можно встретить
различные правовые напластования, отражающие
развитие социальных отношений в арабском
обществе.
Окончательное
редактирование хадисов было
осуществлено в IX веке, когда были
составлены в ортодоксальных
сборниках сунны, наибольшую известность
из которых получил Бухари (умер
в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы
брачного и наследственного, доказательственного
и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы
сунны, несмотря на их обработку,
содержали много противоречащих
положений, и выбор наиболее
«достоверных» всецело относился
к усмотрению богословов-правоведов
и судей. Считалось, что имеют
силу лишь те хадисы, которые
были пересказаны сподвижниками
Мухаммеда, причем, в отличие от
суннитов, шииты признавали действительными
лишь те хадисы, которые восходили к халифу
Али и к его сторонникам.
Между
Кораном и Сунной имеется принципиальное
различие. Коран – это слово
Аллаха. Он никогда не был создан,
как и сам Аллах, он существует
извечно. Коран ниспослан пророку
Мухаммеду через архангела Джабраила.
Хадисы же есть высказывания пророка (т.е.
человека), которые были произнесены
в определенный момент, т.е. имеют свое
«начало».
Хадисы
дополняют и разъясняют коранические
установления. Так, в Коране сказано,
что мусульмане должны молиться.
Но как молиться? Как это должно
осуществляться на практике? Ответ
дают хадисы. Пророк Мухаммед
говорит: «Молитесь так, как
я молился», а его сподвижники
рассказывают и показывают, как
молился пророк. Этому образцу
и следуют мусульмане. Оправдывая
или осуждая тот или иной
поступок, мусульманин ссылается
на хадисы. Это означает, что поступок
оценивается по аналогии с
поступком пророка.
В
тоже время во всех случаях
хадис нельзя смешивать со
словом Аллаха. Хадис имеет лишь
пояснительный статус. Коран
же есть фундамент, основа веры.
Таким
образом, «Сунна посланника Аллаха»
(полное название Сунны) – свод
текстов, описывающих жизнь Мухаммеда,
его слова и дела, а в широком
смысле – сборник благих
обычаев, традиционных установлений,
дополняющий Коран и почитаемый
на равнее с ним как источник сведений
о том, какое поведение или мнение является
богоугодным, правоверным. Цель Сунны
– дать верующим пример практического
применения норм,
установленных Кораном.
Обучение Сунне – важная часть религиозного
воспитания и образования, а знание Сунны
и следование ей – один из главных критериев
авторитетных предводителей верующих.
Шариат
(мусульманское право) органически
связан с исламом, его учением. Согласно
юридической энциклопедии «Шариат» –
свод религиозных и правовых норм, составленный
на основе Корана и Сунны (мусульманских
священных преданий), содержащий нормы
государственного, наследственного,
уголовного и брачно-семейного права.
Другими словами, шариат – это правовые
предписания, неотъемлемые от теологии
ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими
представлениями. Ислам рассматривает
правовые установления как частицу единого
божественного закона и порядка. Отсюда
велениям и запрещениям,
составляющим нормы шариата, также приписывается
божественное значение.
Шариат
развивался как строго конфессиональное
право. Особенно на первых порах
шариат в целом и его собственно
доктринально-нормативная часть
(фикх) вобрали в себя не только правовые
установления, но и религиозную
догматику и мораль. В результате нормы
шариата (правила, предписания),
с одной стороны, регулировали общественные
(«человеческие») отношения, а с другой
– определяли отношения мусульман с Аллахом
(ибадат).
Введение
в шариат божественного проведения
и религиозно- нравственного начала
нашло свое отражение в своеобразии
правопонимания, а также оценке
правомерного и неправомерного
поведения. Так, тесная связь
права с теологией ислама нашла
свое выражение в установлении в шариате
пяти видов действий мусульманина,
которым придавался в равной мере правовой
и морально-религиозный смысл:
обязательные;
желательные;
дозволенные;
нежелательные,
но не влекущие за собой
применения наказания;
запрещенные
и подлежащие наказанию.
Нормы,
содержащие также обязанности,
определили всю жизнь правоверного
мусульманина (ежедневное совершение
молитвы, соблюдение поста и
правил захоронения и т.д.). Неслучайно
особенностью норм, составляющих
шариат, является то, что они применяются
только к мусульманам и в
отношениях между мусульманами.
Раннему исламу и шариату были
присущи нормы, восходящие еще
к общинному строю, содержащие
элементы коллективизма, милосердия,
заботы о калеках. Но в шариате
нашли свое отражение и представления
о бессилии человека перед
богом, о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности.
В Коране особенно подчеркивалась
необходимость для мусульманина
проявлять терпение и смирение:
«Терпение, ведь Аллах с терпеливыми».
Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться
халифу и государственной власти: «Повинуйтесь
Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям
власти среди вас».
Одной
из характерных черт средневекового
мусульманского права была его
целостность. Вместе с представлением
о едином боге – Аллахе
– утвердилась идея единого
правового порядка, имеющего универсальный
порядок. Мусульманское право
на первый план выдвигало не
территориальный, а конфессиональный
принцип. Мусульманин, находясь
в любой другой стране, должен
был соблюдать шариат, сохранять
верность исламу. Постепенно с
распространением ислама и превращением
его в одну из основных религий
мира шариат стал своеобразной
мировой системой права. Немаловажную
роль в закреплении за шариатом
функции основного законодательства
сыграл тот факт, что длительный
период мечеть служила местом
решения как религиозных, так
и светских дел, в том числе
судебных. В мусульманском мире
законоведами признавались только
известные богословы. Единственным
источником законодательства исламская
догматика считает божественную
волю.