Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа
Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороастризм, местные языческие верования), ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и всеохватывающий образ жизни.
В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.
I. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
II. Характеристика ислама как мировой религии.
1. Происхождение мусульманской религии …………….….…..…….с. 4-11
2. Направления ислама ………………………………………..……….с. 11-13
3. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
4. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
5. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
6. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
III. Заключение……………………………………………………….……с.33
IV. Список литературы ………………………………………………….с.34
В этот период религиозно-обновленческие
процессы в исламе были связаны в
первую очередь с проблемой освоения
научно-технических достижений Запада.
Сторонники реформаторского направления
высказывались за модернизацию установлений
ислама, тормозивших процесс внедрения
достижений Запада. Им противостояли
традиционалисты, выступавшие за возрождение
норм и ценностей раннего ислама,
противясь нововведениям
Качественно новый этап в истории ислама – вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” ит.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу – буржуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства”
подразумевают воплощение в современных
условиях традиционной исламской модели
политической организации общества,
в котором в той или иной
форме сочетались светская и духовная
власти (при признании Аллаха
в качестве единственного источника
власти), осуществлялись бы принципы
справедливого распределения
Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов – в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30 процентов. В России ислам исповедует около 10 процентов верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения – свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля): в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других. В ряде стран последователей ислама насчитывается от 50 до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии – почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины – в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия,
Гайана, Суринам, Тринидади, Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах ислам признан государственной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат- и ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены
религиозно-политические
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике. Так, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.
В этот период также определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них – Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами) – ОИК, созданная в 1969 г. и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джиддеи целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой – получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 г. в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
Таким образом, успех ислама
как религии и как социальной
системы был обеспечен и
2. Направления ислама
Ислам не представляет собой
единой религиозной организации.
Уже во второй половине VII в. возникли
три направления ислама: хариджиты,
сунниты и шииты. В настоящее
время существует одна хариджитская
община – ибадиты (в Аммане и некоторых
районах Африки).
Непосредственным
импульсом этого разделения
Хариджиты (от арабского хараджи – вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины – халифом – может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние.
Сунниты, опираясь на Коран и Сунну, разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом н а государственную власть – будущим халифом. Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т.е. иметь репутацию и звание богослова – законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским Халифатом правили Абу-Бакр, Омар, Осман и другие омейяды. Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне.
Шииты. Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам – ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в. н.э. таким прямым наследником являлся Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов («шиа» – группа, партия), организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али.
Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети
г. Куф. Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства – Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели – Шахсей–вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию.
Таким
образом, шииты считают единственно
законным наследником пророка
Мухаммеда халифа Али и его
прямых наследников – имамов.
Так возникло шиитское учение
об имамате – форме
Последователи
шиизма признают 12 имамов из числа
прямых потомков Али.
Шииты,
как и сунниты, признают
Принципиальных
различий в культовой практике
между суннитами и шиитами
не существует. Эти различия лишь
связаны с особенностями
Информация о работе Характеристика ислама как мировой религии