Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:07, реферат
В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное
по существу движение,направленное против феодализма и его церковного выражения
- католицизма,против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии.
Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление
Мартина Лютера против индульгенций. Лютер выступил против претензий
католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника
между людьми и Богом.
Введение.............................................................3
1.Возникновение протестантизма.......................................-
2. Распространение протестантизма....................................4
3. Религиозное содержание............................................5
4. Направления современного протестантизма:..........................6
4.1. Лютеранство.....................................................-
4.2. Кальвинизм......................................................8
4.3. Англиканство....................................................9
4.4. Старокатолики...................................................-
4.5. Меннониты.......................................................-
4.6. Баптизм........................................................10
4.7. Квакеры........................................................11
4.8. Методизм........................................................-
4.9. Мормоны.........................................................-
4.10. Адвентизм.....................................................12
4.11. Свидетели Иеговы...............................................-
4.12. Армия спасения................................................13
4.13. "Христианская наука"...........................................-
4.14. "Христианское содружество".....................................-
4.15. Пятидесятники, пятидесятничество на Украине: .................14
4.15.1. Позднее образование протестантизма - пятидесятничество.......-
4.15.2. Современное состояние пятидесятничества......................-
4.15.3. Кризисные процессы в современном пятидесятничестве..........15
4.16. Перфекционисты................................................16
4.17. Вальденсы.....................................................17
4.18. Моравские братья...............................................-
5. Экуменическое движение............................................-
6. Список использованной литературы и литературы, рекомендуемой для
использования при рассмотрении раздела "Протестантизм" .............1
Протестантизм - это третья, после православия и католицизма,крупнейшая
разновидность христианства,охватывающая множество самостоятельных исповеданий
и церквей.
Протестантизм - это сравнительно молодая разновидность христианства.
Особенности
идеологии и организации
обусловлены историей его возникновения и последующего развития.
3.Религиозное содержание протестантизма.
Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога,
бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п., протестанты так
же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве
триединого Бога - отца, Бога - сына и Бога - святого духа. Иисуса Христа они
отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм имеет
свои особенности , отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм
очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и
православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются только триединому
богу ( у них нет культа святых и богоматери ) , а особенно Христу, считая его
истинной главой своих церквей в целом и общин в частности.
Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое : и филиокве
( учение о том, что " святой дух " исходит не только от Бога - отца, как
считают православные , но и от сына), и употребление при причащении
опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время
богослужения и многое другое.
В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей
стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным
откровением.
В христианстве не вызывает сомнений положение о том, что основным источником
откровения является Библия. Но в Библии есть много противоречивого. Все это
подлежит истолкованию и разъяснению.Для католицизма право такого истолкования
принадлежит только церкви, причем настолько не приложено , что мирянам даже
запрещается без руководства со стороны духовенства читать Библию.В порядке
толкования последней написали огромное количество произведений " отцы церкви "
и богословы - схоласты, вынесли множество определений и решений церковные
соборы, а римские папы обнародовали целую библиотеку булл, всяких непогрешимо
истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем , чему учат в проповедях и
устных наставлениях служители церкви, именуется Священным преданием. Таким
образом,
Священное писание можно
придания. Вполне понятно, какую силу давало папству такое решение вопроса.
Чтобы сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его
монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и
собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не
только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается
Священного предания, то протестантизм полностью отказал ему в значении
источника откровения. " Только Библия " - стало его основным девизом.
Протестантизм выступает против идеи, что при истолковании Библии следует
руководствоваться разумом. Допуская философское мышление в качестве своего
рода приправы к вере, протестантизм считал все же лишь последнюю единственным
критерием истинности восприятия библейского откровения. Вера, которую
протестантизм поставил в центр своего учения , есть личное переживание, по
существу не поддающееся разъяснению и контролю со стороны.
Протестантское учение нанесло удар католическому духовенству и в той области,
которая касалась влияния его молитв на земные судьбы людей. Если верующий -
католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо
какому - либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или,
наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает , что
человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так
что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого
жизненного смысла.
Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии "удешевления"
церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось
незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм,
какие принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от
ряда других элементов культа - поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и
иконам. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался в догматическом
отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как
идолопоклонство.
Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых
вопросах, связанных с культом, внешней обстановкой церквей и т.д. Лютеране,
например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку;
кальвинисты же от всего этого отказались.
Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение
стало вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения
молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового
завета.
Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме ядром богослужения -
таинства подверглись в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство
оставило из семи таинств лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно
лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого
происходит чудо, в протестантизме приглушена.Лютеранство сохранило некоторый
элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между
католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом - с другой, в
решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения
хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то
протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение
младенцев. В виде компромисса он ввел " второе крещение " - конфискацию
подростков.
Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства.
Протестантизм отверг деление общества на духовенство и мирян. Учение о том,
что любой человек может непосредственно общаться с Богом, давало основание у
утверждению " всеобщего священства " .
Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической
церкви.
Протестантизм
переносит центр тяжести
личность.
Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей,толков и
до сих пор на его почве продолжается отделение сект.
4.Направления современного протестантизма.
Организационная и вероисповедно - доктринальная картина протестанского лагеря
христианства осталась в ХХв. примерно такой же, какой она была и в предыдущем
столетии : шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и
соединения, те же папки единственно истинного вероучения.
Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от
церкви как государственного учреждения ( в Швеции, например ) и до почти
полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации ( например, у
квакеров ); от больших конфессиональных ( например, Всемирный союз баптистов )
и даже
межконфессиональных
изолированных сект.
4.1 Лютеранство.
Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютераство.
Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах - Исландии,
Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в
Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах
Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как
Эфиопия, Судан, Камерун и другие.
Мартин Лютер ( 1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель
протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии
ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании
общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской
реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между
человеком и богом. "Спасение " человека, утверждал он , зависит не от
выполнения " добрых дел ", таинств, обрядов, а от искренности его веры.
Источником религиозной истины является не " священное предание " ( решения
церковных соборов, суждения пап и т.п. ), а само Евангелие. В этих требованиях
выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и
церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные
интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи
раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой
крестьянской войне ( 1525 г. ) Мартин Лютер стал на сторону господствующего