Каждый
год паломничество наступает
меж 7 и 10 числами месяца зилхиджеи
его кульминацией является Большой
праздничек жертвоприношения и
семикратный отвод храма Кааба.
Заключающее в себе Черный
гранит, это кубической формы
здание размещено в центре
большущий мечети Мекки; его
еще именуют " Жилищем Господа
"( Байт Аллах), и для всех
мусульман это наиболее священное
пространство непорочного городка.
Хадж, или
паломничество в Мекку, на протяжении
всей летописи ислама, имел большой
соц, цивилизованный и народнохозяйственный
резонанс. Каждый год правоверные
из самых различных уголков
мусульманского решетка, принадлежащие
к самым различным народам
и соц группам, оставляли свои
жилья и справлялись значимые
расстояния для такого, чтоб взять
роль в общем ритуале. Такие
перемещения не имели ничто
всеобщего с массовой миграцией
народов в эру Античности и
Средневековья. Паломничество, вправду,
доброхотный акт, люди участвуют
в нем, приняв собственное заключение,
так как это вероятность испытать особенное
явление в собственной жизни и купить
обеспеченный эксперимент. Если странник
состоятелен, он отправляется в путь в
сопровождении собственных рабов, которых,
приключается, он был обязан по ходу торговать,
для такого чтоб накрыть издержки. Если
он купец, он может пользоваться странствием
для такого, чтоб по дороге приобрести
и реализовать продукты и, таковым образом,
познакомиться с продукцией, базарами,
торговцами, характерами и обычаями остальных
государств. Во время паломничества Мекка
представляет собой самую огромную ярмарку
в мире, где разрешено отыскать наиболее
различные продукты из Европы, Центральной
Азии, Индии и т. д. Если странник грамотей,
он также может пользоваться собственным
странствием, чтоб посетить на разных
собраниях, встретить коллег, купить рукописи,
одним словом, взять роль в размене идеями
и понятиями и, таковым образом, в распространении
познаний.
Паломничество
дает людям чувство принадлежности
к необъятному обществу. Это рассудок
общей идентичности увеличивается
ролью в обрядах и коллективных
церемониях, а еще в единении
с братьями по вере остальных
государств и остальных народов.
Османские
монархи не преминули применять
эти подходящие происшествия
в политических и религиозных
целях: паломничество дозволяло
им свидетельствовать любой год
собственный статус первой исламской
державы и показывать родное
верховенство над священными
городками, Меккой и Мединой.
Атмосфера религиозного экстаза
могла лишь содействовать духовному
единению мусульманского решетка
под их заступничеством. Паломничество
было, ежели и не единым, то, непременно,
одним из самых действенных
соединяющих причин [8, c. 143].
Османские
султаны исполняли долговременную
заботу о проведении паломничества.
Из Стамбула паломники отправлялись
любой год 12-го раджаб. Султан
собственно смотрел за отправкой
паланкина из темного сукна
с милый вышивкой( махмаль) для
такого, чтоб поймать им Каабу,
и — для эмира Мекки — золота,
упакованного в 4 шелковых ранца, и платьица
из расшитого золотом сукна, подбитого
горностаем. Караван из Стамбула, соединявший
паломников из Европы, Анатолии и с Востока,
сливался с караванами, отправившимися
из Дамаска, Каира( паломники из Магриба
и Африки) и, время от времени, из Ирака.
Османские монархи еще наблюдали за состоянием
стезей, обеспечением путников водой и,
в индивидуальности, за сохранностью.
По возвращении паломники оказываются
в центре праздничка, именуемого хаджи
байрамы, во время которого любой из них
приобретает пожелания от товарищей и
соседей.
Отметим,
что турецкий ислам никогда
не отрешался от неких народных
верований, в особенности в
том, что дотрагивалось культа
непорочных. Так, каждый год, особенно
в Анатолии и на Балканах, устраиваются
паломничества, не предусмотренные канонами
и организованные вокруг могил и мавзолеев
(тюр-бё) великих святых суфи, куда правоверные
отправлялись для того, чтобы просить
исцеления от болезней, молиться за успешные
роды, обрезание или вступление в брак
или просто проникнуться духовной аурой
святых. Звучит музыка, курятся благовония,
приносятся дары; оконные решетки мавзолеев
украшены полосками ткани, чтобы напомнить
святым об ожидаемом благословении. Такие
обычаи свидетельствуют о живучести культов,
связанных с поклонением природе и анимизмом
и восходящих к языческим временам. Некоторые
легенды восходят к эпохе завоевания Анатолии
и Балкан.
1.4. Рамадан:
«Султан одиннадцати месяцев»
Рамадан является
самым значимым корпоративным проявлением
веры на исламских землях. Это период
насыщенной религиозной жизни мусульман,
когда яснее только имеет место
быть их религиозное усердие, почтение.
Кроме такого, это — в особенности
яркий момент в общественной и
культурной жизни: путешествие в
краски и замен дарами, утехи и
спектакли, ночная жизнь и празднества
— все это завершается одним
из самых основных религиозных праздничков
ислама шекер байрамы, или, на арабском,
айд аль-фитр. Рамадан по праву занимает
особенное, необыкновенное пространство
в мусульманском календаре. И османы необыкновенную
роль этого месяца выражают по собственному:
они молвят о нем, что он " султан одиннадцати
месяцев "( оибир айип султапи).
Рамадан
по преимуществу — непорочный
месяц. Многочисленные принципиальные
действия в летописи ислама
произошли на протяжении этого
месяца, и они отмечаются народным
энтузиазмом: появление Хусейна,
потомока Мухаммеда, погибель
Али, зятя пророка, кончина
Хадиджи, первой супруги Пророка,
бой при Бадре, в ходе которой
мусульмане одержали первую победу
над обитателями Мекки, и, в
конце концов, совлечение самого
городка. В этом луне еще
на Землю был ниспослан Коран(
Коран, ii, 185). Но центральным составляющей
духовной сущности рамадана является,
по всей очевидности, воздержанность
от еды. В движение поста,
который длится от восхода
солнца до заката, запрещено воспринимать
еду, глотать, дымить, обладать
половые дела. Пост обязателен
для всякого зрелого и здорового
человека. Исламское преимущество
признает избавление от поста
лишь для путников, боец, беременных
дам, нездоровых. Когда начинается
ночь, все делается разрешенным
и вероятным до тех пор, как,
в момент восхода солнца, опять
начинают различать " белоснежную
нить от темной нити "( Коран,
ii, 183).
День
рамадана наступает с сахур,
утренней трапезы, о истоке
которой заявляет барабанщик; потом
следует имсак, правило поста,
о котором традиционно извещают
3-мя пушечными выстрелами. В утренние
часы почаще только дремлют.
Жизнь восстанавливается поближе
к полудню, ко времени мольбы,
потом все снова принимаются
за свои дела вплоть до мольбы
икинди, во 2-ой половине дня, поближе
к четырем часам. После мольбы
икинди люди еще совершают
крайние приобретения, но улицы
снова пустеют в крайние минутки,
предшествующие окончанию воздержания(
ифтар), которое объявляется выстрелами
из пушек. После ужина, который
вправду обогащает дела меж людьми,
так как постоянно имеется краски, начинается
пора для вечерней мольбы( йатси) и, практически
вслед за ей, мольбы теварих. Эти мольбы
имеют все шансы совершаться дома, но лучше
посещать в мечеть, где в это время многолюдно;
прибывают не лишь для такого, чтоб вознести
моления и направить свои идеи к всевышнему,
но и слушать суры из Корана, какие читает
хафиз; наиболее ревностные имеют все
шансы сохраниться там всю ночь, так как
в движение священного месяца мечети остаются
раскрытыми и освещенными до утра. Днем,
по традиции, люди семьями отправляются
на кладбища, чтоб уважить память недалёких,
или в монастыри( текке, завийе) и мавзолеи(
тюрбе) непорочных.
Рамадан не
только месяц религиозного благочестия;
это также врем^ выйти в люди,
погулять, развлечься. После ужина
по случаю окончания поста (ифтар) и
молитв (йатси, теварих), проходивших
дома сообща, обычно ведут неторопливые
беседы или предаются домашним играм,
другие группами выходят на улицу, где
есть развлечения и устраиваются
спектакли. Замедленная дневная
жизнь вдруг сменяется вечерним
оживлением. Когда на землю спускается
ночь, на минаретах и мечетях появляются
светящиеся надписи (махйа), а улицы
и рынки освещены зажженными фонарями;
свечи горят на витринах лавок
и у крупных жилищ. Кафе, закусочные,
цирюльни открыты до рассвета. В
некоторых кварталах на улицах суета,
шум и оживление, из кофеен доносится
музыка, слышны взрывы смеха горожан
— зрителей спектаклей карагез, османской
комедии масок, и забавных историй
сказочников (меддах). Так повседневный
ритм жизни изменяется в этот особый
месяц.
2. Османская империя.
Предистория, развитие, упадок.
2. 1. Предистория
Османской империи.
С конца iv в.
наступает процесс проникания тюрок на
местность Малой Азии - они скоро растворялись
в местном этносе. В ix-xi вв. в ходе обособления
тюрок-огузов на западных и восточных
исламизированный род Сельджуков совместил
кругом себя большая часть огузо-туркмен
и сотворил правительство Великих Сельджуков
на местности от Средней Азии до Средиземноморья,
просуществовавшее до xii в. Сельджуки проводили
намеренную миграционную политику направленности
прибывавших на их местность кочевых племен
на пограничные земли Азербайджана и М.
Азии. Таким образом малоазийские местности
подверглись новейшей тюрко-мусульманской
колонизации [17].
После распада Сельджукской
державы на местности М. Азии
остался Румский султанат Сельджукидов
с военно-ленной системой землевладения.
Правители Рума провели собственного
рода " социальную революцию ",
высвободив рабов и крепостных,
что содействовало добровольной
исламизации местного народонаселения.
Сельджукиды Рума сумели начинать
посредниками меж местным земледельческим
популяцией и кочевыми пришельцами.
Этносоциальный конфликт меж
ними был предотвращен традиционными
способами: в западных пограничных
районах группам кочевников предоставлялись
уджи( особенная выкройка землевладения
и землепользования в замен
на охрану рубежей Рума; реализация
кочевым племенем без корней
собственной службы тому правителю,
который сможет за это рассчитаться).
По мерке освоения пограничных
территорий система уджей продвигалась
в западном направленности. В
1219-36 гг. преимущество уджа получил
вожак группы кочевников из
племени кайы( 400-500 шатров) Эртогрул(
1219-58 гг.).
В 1242 г. монголы разгромили
войска Румского султаната под
Касадагой. После падения султаната
М. Азия перевоплотился в анадромный
двор кочевых миграций, при этом
большая часть племен оседали
в ее восточной и центральной
доли, недоброжелательствовали меж
собой и с местным популяцией.
В различие от них удж преемника Эртогрула
Османа( 1258-1324 гг.) был рентабельно размещен
на византийской границе и имел способности
грабежа христианской империи под флагом
джихада. Это содействовало притоку в
ряды Османского воинства большого колличества
склонных к грабежу " бойцов за веру
". Не чувствуя недочета в военно-людских
ресурсах. Осман положил правило широкой
территориальной экспансии собственного
военно-политического образования на
запад, придав ей организованную форму
и соединив активный исламизм и брутальное
кочевничество. Осман сотворил систему
земляных пожалований( тимаров) за военную
службу, которая стимулировала рвение
собственников тимаров( тимариотов) к
покорениям( тимары передавались по наследству
лишь при условии продолжения преемником
несения боевой службы). Как фиксировали
современники. Осман " всякого облагодетельствовал
по его плюсам " [2, c. 188].
При султане Орхане(
1324-60 гг.) длилось улучшение и продолжение
страны. Этому содействовали проведенные
им преображения. Началась чеканка
своей монеты как знак самостоятельности
султаната. Тюрко-мусульманские
массы были включены в с/
х создание средством зачисления
их в пехотный( яя) и гусарский(
мюсселем) корпуса - свой состав
данных корпусов в военное
время служил за счет казны,
а в мирное время их земляные
участки освобождались от налогообложения.
Желающих воспользоваться таковыми
способностями было настолько
немало, что за запись в эти
корпуса давали взятки. Система
яя-мюсселем-тимар конкретно связывала
хозяйственно-материальное материальное
благополучие сообщества с военной
службой и фуррорами наружной
экспансии. Роль султанской гвардии
исполняло " новое армия "
- ени чери( янычары), комплектуемое
чрез военную школу " чужеземных
мальчиков " и не имеющее
кровнородственных связей в родоплеменном
сообществе. При Орхане было окончено
покорение М. Азии и начался
систематичный грабительство Балканского
побережья.
Со 2-ой пол. Хiv в.
Мурад i и Баязет i Молния перешли
к захвату северобалканских территорий
вплоть до венгерской рубежа
и к постепенному удушению остатков
Византийской империи( Константинополь
с окрестностями). Распри меж 2-мя отраслями
христианства и снутри византийской верховодящей
макушки не дозволили осуществить отпор
османской опасности, которая поначалу
серьезно не воспринималась. Константинополь
упустил момент для проведения стратегического
маневра в сфере военной политики - своевременная
добровольная эвакуация из М. Азии и перенос
военной энергичности на море для блокирования
малоазийского побережья мощным флотом
могло воспрепятствовать инфильтрации
турок на Балканы и привести тем самым
эмират Османов в упадок.
Пользуясь подходящей
для них интернациональной ситуацией,
турки устанавливали под собственный
контроль большие местности, используя
необычную стратегию - они оккупировали
сельскую местность, истребляя
и продавая в рабство важную
дробь местного народонаселения,
ставили там тимарную систему,
а городка, утратившие способности
продовольственного снабжения, сдавались
позже сами. Захваченный в 1362 г.
Адрианополь стал турецкой столицей.
Крестовый поход 1396 г. супротив
турок уже не мог поменять
ситуацию и кончился сокрушительным
погромом и пленением 10 тыщ
крестоносцев.
В нач. Хv в. Османский
султанат подвергся натиску со
стороны Тамерлана, который считал
покорение М. Азии нужным условием
контроля караванных торгашеских
стезей. Гроза Балкан Баязет Молния
недооценил ступени угрозы с
Востока: " Пусть Тимур затевает
войну, я предпочитаю ее миру
меж ним и мною ". В 1402 г.
Баязет был разгромлен в сражению
под Анкарой, взят в плен
и посажен в клеточку, которую
Тимур возил с собою напоказ.
Тамерлан в согласовании с
местными хрониками, " обезлюдил
" М. Азию: " Не слышно было
ни собачьего лая, ни петушиного
пения, ни ребяческого плача...
".
Территория былого
султаната Османов была разделена
Тимуром меж отпрысками Баязета,
какие опосля погибели большого
хромца начали меж собой междоусобную
войну. Борьба эта закончилась
победой Мехмета i, опиравшегося
на оседлую ведать и ополчение тимариотов,
над Мусой, носителем родо-племенной бродячий
традиции - тимарная система брала вершина
над племенным сепаратизмом. Следствием
нашествия Тимура и 10-летней борьбы Мусы
и Мехмета был заостренный соц кризис,
проявившийся в шиитско-сектантском движении
под управлением шейха Бедреддина под
лозунгами имущественного равенства,
религиозной терпимости и аскетизма [9].