Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Актуальность темы анализируется в сложное переплетение как исламских ценностей, местной теоретической традиции, так и влияние европейских ценностей и институтов, привнесенных реформами Танзимата, показывают многогранность имперской доктрины дома Османов. Султан претендовал на признание неограниченной власти халифата не только в пределах Османской империи, но и стремился к главенству в мусульманском мире в целом. Изучение процессов становления модели национального государства, трудностей формирования национальной идентичности, особенностей национального сознания невозможно без рассмотрения имперских структур, институтов власти и имперской идеологии.
Введение 2
1. Понятие ислама и его роль в развитии Османской империи. 5
1.1. Ритуальные предписания и религиозные обряды. 5
1.2. Основные праздники 8
1.3. Паломничество 9
1.4. Рамадан : «Султан одиннадцати месяцев» 12
2. Османская империя. Предистория, развитие, упадок. 14
2. 1. Предистория Османской империи. 14
2.2. Причины военных успехов Османской империи. 19
2.3. Общественный и государственный строй Османской империи 22
2.4. Начало упадка Османской империи 26
Заключение. 32
Список использованной литературы: 34
Возможно, Мехмет II имел далеко идущие планы относительно установления религиозного мира и согласия в своей империи, и система миллетов была только частью задуманного. Однако история распорядилась так, что Турция оказалась на переднем крае противоборства мусульманского и христианского миров, что не могло не отразиться на отношении его наследников к христианской общине в худшую сторону, как к пятой колонне Европы. Однако основы заложенной им структуры были сохранены: вместо насильственной массовой исламизации турки ограничились политикой сохранения своего этнорелигиозного превосходства над остальным населением империи.
250 лет после падения
Константинополя и превращения
его в Стамбул удельный вес
его немусульманского
Таким образом, общественно-политическая
структура Османской империи
характеризуется крайней
Турецкое
общество "золотого века" империи
(1453-1571 гг.) оставалось на раннефеодальной
стадии развития. Однако обширные
завоевания этой эпохи,
Демографический взрыв ХVI
в. увеличил население империи на
50%, что привело к исчерпанию возможностей
экстенсивного развития с/х, широким
деревенским миграциям в города
и изменению соотношения
Всестороний кризис, поразивший Османскую империю на рубеже ХVI-ХVII вв., отразился на ее международных позициях. Поражение турецкого флота в битве при Лепанто 1571 г. стало свидетельством истощения ее наступательного потенциала. Турецкие историки называют эпоху после этой битвы 1571-1683 гг. "периодом остановки" (на завоевание Крита после Лепанто у них ушло 25 лет). Конкретной причиной остановки было разложение тех государственно-политических институтов и военно- феодальных структур, на которых базировалась османская экспансия [2,c.167].
По мере уменьшения военных
успехов и роста цены за них
стала проявляться
Быстрому росту могущества
аянов способствовала товарная направленность
их хозяйственной деятельности и
связи с торгово-
Экономическое могущество аянов,
основанное на частнофеодальной собственности
на землю, товарности их чифтликов и
откупной системе, трансформировалось
в политическое влияние на местах.
На место губернаторских диванов - органов
военно-бюрократической
Параллельно разложению тимарной системы внизу шло перерождение столичной, преимущественно нетурецкой, бюрократии: она все в большей степени комплектовалась не по принципу меритократии за личные заслуги и способности, а по родственно-коррумпированным связям. Нехватка средств в казне вынуждала стамбульскую бюрократию расширять фонд государственных земель за счет тимарного землевладения - это привело к усилению противоречий коррумпированной и ведомственно разобщенной стамбульской государственно-феодальной верхушки с территориально раздробленной частнофеодальной аянской знатью. Стамбул ничего не мог противопоставить центробежным тенденциям на местах, кроме стравливания аянов между собой по территориальному принципу [4].
С разложением тимарной системы усиливаются не только военные, но и политические позиции янычарского корпуса в жизни государства и общества. Численность янычар с сер. ХV в. до к. ХVII в. выросла с 8-12 тыс. до 81 тыс. чел. Содержание янычар стало чрезвычайно дорогостоящим (стамбульская янычарская гвардия в количестве 15 тыс. чел. содержалась казной наравне с 12-тысячным двором султана - по отчетам 1674 г. двор и гвардия съели 325 тыс. овец и ягнят). Поскольку жалованье им постоянно задерживалось из-за нехватки средств, вся политическая активность янычар была направлена на сохранение их традиционных прав и привилегий. Чем слабее становилась тимарная система, тем решительнее янычары вмешивались в дела государственного управления, особенно в кадровые вопросы, добиваясь смещения сначала неугодных им Великих визирей, а затем и султанов. Современники отмечали, что "управы в государстве не стало... его держат в руках состоящие на жалованье янычары", "янычары, бывшие некогда силой и опорой Османской державы, стали сейчас причиной ее упадка... Почти все они, противно старым обычаям, женаты, занимаются ремеслом и торгуют... Когда же им приказывают идти на войну, они убегают и прячутся или же дают офицерам деньги, чтобы не ходить в поход". При этом горожане мечтали записаться в янычарский корпус, чтобы получить возможность заниматься торгово-ремесленной деятельностью без уплаты налогов и цеховой регламентации. Таким образом, из опоры султанской власти янычары превратились в источник политической нестабильности [10].
Итак, ХVII век характеризуется
разложением всех основных социально-политических
и экономических структур, обеспечивавших
взлет Османской империи в
ХV-ХVI вв. (тимарная система, сословная
структура, янычарский корпус, централизация
государственной власти), и начинается
эпоха упадка и превращения империи
в "больного человека" Европы. Малая
Азия, основная территория расселения
собственно турок и бывшая этнополитическим
хребтом империи, вследствие своей
социально-экономической
Открытие новых торговых
путей из Европы на Восток в результате
ВГО не сразу отразилось на торгово-финансовых
показателях Османской империи.
В ХVI в. торгово-посредническая монополия
турок в Средиземноморье
В ХVII в. последствия перемещения торговых путей из бассейна Средиземноморья уже дадут о себе знать: Турция потеряет былую роль монопольного или основного посредника в европейско-восточной торговле и останется всего лишь поставщиком сырья для растущей европейской промышленности и импортером готовой европейской продукции. Положение сырьевого придатка Европы обескровливало турецкие финансы и военные возможности[12].
С окончанием Тридцатилетней войны
в Европе в 1648 г. резко ухудшается
международное положение
От имени султана духовной властью страны управлял шейх-уль-ислам — высшее мусульманское духовное лицо империи. Высшее духовенство, улемы, состояло из кадиев — судей в мусульманских судах, муфтиев — исламских богословов и мюдеррисов — преподавателей медресе. Влияние духовенства объясняет тот факт, что к XIX веку неотчуждаемые владения в его руках (вакуфные земли) составляли почти треть всех обрабатывавшихся земель в Османской империи. Шейх-уль-ислам обладал исключительным правом толковать решение властей империи с точки зрения Корана и шариата. Он издавал фетвы — документы, одобряющие указы султана.
Как уже было сказано, ислам играл неоднозначную роль в развитии Османской империи. Зачастую страдавшие от религиозного мракобесия европейцы находили убежище у османского султана. В XV веке духовными и некоторыми гражданскими делами стали ведать религиозные общины миллеты. Через глав этих общин власти взимали налоги (жузья) с немусульман (озими). Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены как посредники между султаном и немусульманским населением. Султаны оказывали милости главам общин в качестве платы за поддержание их паствы в повиновении.
Информация о работе Османская империя. Предистория, развитие, упадок