Османская империя. Предистория, развитие, упадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

Актуальность темы анализируется в сложное переплетение как исламских ценностей, местной теоретической традиции, так и влияние европейских ценностей и институтов, привнесенных реформами Танзимата, показывают многогранность имперской доктрины дома Османов. Султан претендовал на признание неограниченной власти халифата не только в пределах Османской империи, но и стремился к главенству в мусульманском мире в целом. Изучение процессов становления модели национального государства, трудностей формирования национальной идентичности, особенностей национального сознания невозможно без рассмотрения имперских структур, институтов власти и имперской идеологии.

Содержание

Введение 2
1. Понятие ислама и его роль в развитии Османской империи. 5
1.1. Ритуальные предписания и религиозные обряды. 5
1.2. Основные праздники 8
1.3. Паломничество 9
1.4. Рамадан : «Султан одиннадцати месяцев» 12
2. Османская империя. Предистория, развитие, упадок. 14
2. 1. Предистория Османской империи. 14
2.2. Причины военных успехов Османской империи. 19
2.3. Общественный и государственный строй Османской империи 22
2.4. Начало упадка Османской империи 26
Заключение. 32
Список использованной литературы: 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.15 Кб (Скачать документ)

 Нашествие Тимура лишь  пока суд да дело приостановило  турецкие покорения на Балканах - бегство тыщ " османлы " чрез проливы от Тимура, на  перевозке которых генуэзцы заработали  огромные средства, даже усилил  позиции тюркского этноса на  Балканах. С завершением периода  социально-политической непостоянности  в 20 гг. Хv в. покорения возобновились  и на этот раз пришел черед  Константинополя. Хотя этот град  сам по себе туркам не грозил, он мог начинать знаменем антитурецкой  коалиции в центре османских  владений - без поКорения этого  городка последующие покорения  в Европе были бы затруднительными. Захват византийской главного  города обязан был грубо увеличить  военно-экономическую мощь и религиозно-политический  престиж Турции как в Европе, так и в мусульманском мире.

 Султан Мехмет ii Завоеватель( 1444-81 гг.), сын султанской наложницы,  боясь подсиживания в следствии  невысокого происхождения, нуждался  в больших военно-политических  успехах. Будучи очень ожесточенным, он в то же время был разумным, хитрецким и интеллигентным, отлично  ориентировался в хитросплетениях  большущий европейской политики  и считал, что Европа не окажет  Константинополю значимой помощи, покуда не затронуты ее конкретные  интересы( этому мешали православно-католическая  неприязнь, коллективные интересы  итальянских торгашеских республик,  противоречия папской и светской  власти). Кроме такого, пробы византийского  правителя создать условия помощью  Европы средством унии с церковной  церковью были воинственно встречены  подавляющим большинством его  подданных, как отклонение от  чистоты православия.

 В 1453 г. Мехмет ii осадил 52-километровые стенки Константинополя  80-тысячной армией( тимариоты, янычары), которой способствовали 10-ки тыщ  башибузуков( добровольцы, сражавшиеся  без оплаты из казны с правом  роли в разделе военной добычи). Осада обеспечивалась неплохой  артиллерией( пушки решили все). Мехмет ii объявил войску: " Я не  ищу себе безличный иной добычи, не считая спостроек и стенок  городка... Другое же каждое драгоценность  и пленные пусть будут вашей  добычей ". Проломив полутонными  ядрами стенки, турки сломили  противодействие семитысячной армии  адвокатов городка и подвергли  его разграблению [7, c. 456].

 Падение Константинополя  в 1453 г. - явление не элементарно  интернационального, но исторического  смысла. Оно поменяло соответствие  сил в Европе и Средиземноморье  и положило правило широкой  турецко-мусульманской экспансии  в этом регионе. Османский султанат  перевоплотился в могущественную  мусульманскую империю на границах  христианского решетка, контролирующую  важные торгашеские артерии " из варяг в греки " и из  Европы на Восток. Турецкая боевая  угроза и торгашеская монополия  поставили перед народами Европы  трудные длительные задачки государственно-политической  консолидации и розыска обходных  стезей на Восток, избегая турецкое  посредство. Начинается деградация  итальянских торгашеских городов  и смещение центров экономической  энергичности на Северо-Запад  Европы. Великое Княжество Московское, и до падения Константинополя  удачно противостоявшее татаро-мусульманскому  окружению и претензиям Ватикана, делается преемником-хранителем  православных ценностей, " Третьим  Римом ". Падение Константинополя  было концом старенького решетка  и истоком новейшей эры европейской  и вселенской летописи.

 

 

 

 

2. 2. Причины боевых фурроров  Османской империи.

 

 Столетие опосля падения  Константинополя стало порой  апогея османских покорений по  всем азимутам( 1453-1571 гг.). Черное  море. стало внутренним морем  империи, что отдало основания  Стамбулу выдвинуть тезис о  " девственности " Черноморских  проливов, дающий преимущество прохода  чрез них иноземным кораблям  лишь с его разрешения. С захватом  северо-африканского побережья и  установлением военно-морского преобладания  в Средиземноморье турки стали  грозить Европе не лишь с  сухопутного балканского, но и  с морского направленности ее  южному подбрюшью. Европейско-восточная  торговля была парализована. Стамбул  пробовал перекрыть евроазиатские  торгашеские контакты кругом  Африки: опосля захвата Месопотамии  и установления собственного  контроля над Персидским заливом  турки сделали некоторое количество  безуспешных морских экспедиций  в Индию с целью выжать оттуда  португальцев [11].

 Выдающиеся боевые  успехи турок базировались на  сочетании подходящих внутренних  и наружных причин: централизованной  Османской империи, " разбойничьему  государству " и " единой  действительно военной державе  средневековья "( К. Маркс), противостояла  раздробленная Европа, раздираемая  этнорелигиозными и торгово-политическими  противоречиями.

 Османская империя  была приемлимо восточным феодальным  государством с очень выраженными  военно-феодальными чертами: они  проявлялись в структуре землевладения  и муниципального управления, нацеленными  на покорение все новейших  территорий. В рамках верховной  гос принадлежности на землю  крупная ее дробь вступала  в фонд тимарной системы, базы  военного могущества империи.  Тимариоты были должны жить  в собственных условно-наследственных  пенах с правом сбора в свою  выгоду обычно сформировавшейся  нормы ренты и выдвигать за  это на войну ополчение сообразно  размеру елена. Мелкие тимариоты,  имевшие годичный заработок до 20 тыщ акче, выставляли от 2 до 6 бойцов  в ополчение, крупиые( зеаметы) с заработком до 100 тыщ акче - не наименее 15 бойцов( обычный заработок 1-го городского хозяйства сочинял 100-200 акче, на 1 акче разрешено было приобрести 7 кг пытки). 10-15 тыщ тимариотов прочно снабжали подбирание 80-130 тысячного войска, фактически не требовавшего издержек из гос казны( Европа в то время не имела неизменных армий).

 С учетом исполнения  боевых функций мусульманское  народонаселение выплачивало лишь  один большой налог ашар( десятину), а немусульманское - харадж до 1/ 3 урожая и джизию на неуверенных  как " компенсацию " государству  за неучастие в покорениях, а  еще остальные " чрезвычайные " поборы( аварис). Кочевые племена  на местности империи еще вносили  собственный вклад в ее военно-политические  стремления средством посылки  1 конника от 5 лиц мужского пола  в армию в качестве военного  налога. Таким образом, основой  кристально военной кожа да  кости империи были ополчение  тимариотов, конница кочевников  и янычарский корпус: тюрко-мусульманское  народонаселение поставляло бойцов, а неуверенные снабжали их  финансово-экономически. В больших  боевых походах 80-130 тысячное армия  сопровождалось большущим численностью  обслуживающего персонала( так,  в походе на Вену 1529 г. участвовали  40 тыс. верблюдов с погонщиками) [13].

 Абсолютное преобладание  страны над социумом, последняя  ступень централизации управления  и регламентации всех сфер  жизни снабжали на шаге взлета  империи вероятность действенной  сосредоточении людских и материальных  ресурсов на решении военно-политических  заморочек сразу на нескольких  направленностях. Общественно-политическое  приспособление империи феноминальным  образом основывалось, по словам  К. Маркса, " на демократически-деспотических  началах ". Под " демократическим  " истоком следует воспринимать  неимение потомственного дворянства, явный нрав верховодящей макушки,  комплектуемой на основании собственных  наград и возможностей по принципу  меритократии. В Хvi в. почти все  мыслители в Европе считали  Османское правительство прототипом  общественной верности и народолюбия.  Так, Кампанелла заявлял, что  " лучше турки, чем Папа ". В России также балдели Турцией - И. Пересветов грезил: " К нашей бы вере христианской да истину турскую ".

 На деле все было  некоторое количество по другому:  человек на гос службе владел  фактически безграничной властью  на вверенном ему участке управления  и большими преимуществами до  тех пор, покуда дела на этом  участке шли отлично - в случае  же неудач тот же самый-самый  боярин обнаруживал всю ступень  собственной собственной, как  роба( куль) на гос службе, ответственности  за них( боевые поражения водили, как верховодило, к экзекуции  главкомов, Великих визирей и  устанавливали под вопросец даже  правомочность власти султанов). Империя, рожденная борьбой и  для борьбы, не прощала поражений  и неудач: единым успокоением  для высокопоставленных неудачников  было воплощение иерархического  распорядка выставления отрубленных  голов( на серебряном или железном  блюде, на стене или под стеной), единой преимуществом - предоставление  права вознести моления перед  казнью. Период взлета империи  связан с обилием имен сверкающих  политиков и полководцев - их  перечень раскрывают личности  султанов( Баязет Молния, Мехмет  Завоеватель, Сулейман Великолепный  Законодатель, Селим Грозный( Жестокий). Разумеется, принцип меритократии  отлично срабатывал только в  критериях обычного функционирования  хозяйственного организма и административно-политической  системы.     

2.3. Общественный и государственный строй Османской империи

 

Особенность Османской империи - одновременность процессов завоевания чужих территорий и формирования административной и сословной структур османского общества. Основы этих структур, заложенные еще в доимперский  период, получили свое дальнейшее развитие и приняли законченные формы  в ХV-ХVI вв [1,c.345].

Огромная многонациональная  поликонфессиональная империя, различные  районы которой вели преимущественно  натуральное хозяйство и были крайне слабо связаны между собой  экономически, была прежде всего политической общностью на военно-административной основе. Не только расширение, но и простое  сохранение этой общности требовало  крайней централизации власти по вертикали. В соответствии с тюрко-мусульманскими традициями "падишах - пастух, а подданные - стадо", обязанное следовать  за своим пастухом. Основная обязанность  султана, "справедливого и милосердного", заключается в осуществлении  справедливости и правосудия, т. е. в  сохранении и поддержании того общественного  порядка, при котором каждый подданный  знал свое место в рамках определенной социально группы и выполнял обязанности, вытекающие из его принадлежности к  данному коллективу. Государство  могло выполнить задачу поддержания  социальных устоев только посредством  концентрации всей власти у трона. Поэтому  все нити управления в Османской  империи шли сверху вниз (административно-политическая, финансово-налоговая, судебно-мусульманская  и судебно-немусульманская, военная), замыкаясь в конечном счете на личности султана. При этом главы  указанных вертикалей политически  уравновешивали друг друга перед  лицом правителя: Великий визирь, назначаемый лично султаном как  глава светской ветви власти и  Шейх уль-ислам как глава Совета улемов, подчиненный султану как  халифу всех мусульман. Османская империя  не была теократическим государством - сКорее наоборот: улемы были интегрированы  в систему государственного управления и способствовали тем самым усилению автократического характера светского  режима.

Административно-политическая властная вертикаль (Великий визирь - 21 вилайет (бейлербейства) - 250 санджаков - 1600 уездов (городки с окрестностями) - 10-15 тысяч зеаметов и тимаров) не совпадала по структуре и лестнице иерархии с другими властными  вертикалями и не имела права  вмешиваться в их судебные, фискальные и военные полномочия - это препятствовало появлению сепаратистских тенденций. (Для справки: ведомство Великого визиря, занимавшееся делами повседневного управления империей, было расположено в здании с высокими воротами - отсюда в переводе с французского русские термины "Высокая Порта" и "Блистательная Порта" для обозначения не только турецкого правительства, но и самого Османского государства). Автор "Записок янычара" второй пол. ХV в. отметил еще один фактор, препятствовавший сепаратизму в Османской империи: порядок в ней "зиждется на том, что султан все замки во всех своих владениях... крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из своих вельмож не отдавая... "

Строгое разделение и противопоставление полномочий властных вертикалей дополнялось  разделением правящего слоя по горизонтали  на "людей пера" (имеют всю  полноту политической власти с запретом передачи постов по наследству) "людей  меча" со всей полнотой военной власти (с правом наследников из "пера" переходить в "мечи"). На всякий случай "люди меча" были строго иерархированы  с целью разделения военной силы империи перед политической властью: известен случай казни церемониймейстера, который определил на султанском приеме место ближе к правителю  начальнику артиллерии, а не янычарскому  аге. Улемы, привлеченные к государственному управлению, осуществляли не только судебные, но и контрольные функции, выявляя  и пресекая угрозу чрезмерной ведомственной  или местнической самостоятельности (расправа была быстрой, суд мог проходить  в отсутствие обвиняемого, приговор приводился в исполнение немедленно, к Сулейману Великолепному ежедневно  доставляли 40-50 голов казненных за антигосударственные преступления). Разделение полномочий по вертикали  и раздробление правящего класса по горизонтали обеспечивали баланс сил, необходимый для сохранения автократической султанской власти и целостности империи [17].  

Если система государственного управления и руководства правящим классом была крайне централизованной, то по отношению к низам (стаду - райя) османского общества, около половины которого составляли иноверцы, успешно применялись методы децентрализованного управления с учетом профессиональных, этнорелигиозных и культурных различий между ними с целью свести до минимума противоречия между тюрко-мусульманским господствующим меньшинством и подчиненным иноверческим населением. Начало этой политике было положено Мехметом II сразу после падения Константинополя: о превращении храма Св. Софии в мечеть знают все, но не всем известен приказ султана о сохранении второго по важности православного храма Св. Апостолов - этим жестом подчеркивалось, что он унаследовал власть византийского императора над православным населением, превратившимся в его подданнных, хотя и неполноправных. Мехметом II была введена система миллетов - самоуправлявшихся религиозных общин греко-православного, армяно-грегорианского и иудейского населения с духовными главами, лично ответственными перед султаном за лояльность миллетов новой власти. Мехмет II лично вручил православному Патриарху знаки его сана, в том числе изготовленный по его приказу крест, и облек его существенной полнотой власти для обеспечения религиозно-культурных запросов его паствы. Приняв статус миллетов, немусульманские общины тем самым интегрировались в общественно-политическую структуру османского общества и стали его частью. Особенно важную стабилизирующую роль система миллетов играла в районах, где турки составляли незначительную часть населения.  

Информация о работе Османская империя. Предистория, развитие, упадок