Нашествие Тимура лишь
пока суд да дело приостановило
турецкие покорения на Балканах
- бегство тыщ " османлы "
чрез проливы от Тимура, на
перевозке которых генуэзцы заработали
огромные средства, даже усилил
позиции тюркского этноса на
Балканах. С завершением периода
социально-политической непостоянности
в 20 гг. Хv в. покорения возобновились
и на этот раз пришел черед
Константинополя. Хотя этот град
сам по себе туркам не грозил,
он мог начинать знаменем антитурецкой
коалиции в центре османских
владений - без поКорения этого
городка последующие покорения
в Европе были бы затруднительными.
Захват византийской главного
города обязан был грубо увеличить
военно-экономическую мощь и религиозно-политический
престиж Турции как в Европе,
так и в мусульманском мире.
Султан Мехмет ii Завоеватель(
1444-81 гг.), сын султанской наложницы,
боясь подсиживания в следствии
невысокого происхождения, нуждался
в больших военно-политических
успехах. Будучи очень ожесточенным,
он в то же время был разумным,
хитрецким и интеллигентным, отлично
ориентировался в хитросплетениях
большущий европейской политики
и считал, что Европа не окажет
Константинополю значимой помощи,
покуда не затронуты ее конкретные
интересы( этому мешали православно-католическая
неприязнь, коллективные интересы
итальянских торгашеских республик,
противоречия папской и светской
власти). Кроме такого, пробы византийского
правителя создать условия помощью
Европы средством унии с церковной
церковью были воинственно встречены
подавляющим большинством его
подданных, как отклонение от
чистоты православия.
В 1453 г. Мехмет ii осадил
52-километровые стенки Константинополя
80-тысячной армией( тимариоты, янычары),
которой способствовали 10-ки тыщ
башибузуков( добровольцы, сражавшиеся
без оплаты из казны с правом
роли в разделе военной добычи).
Осада обеспечивалась неплохой
артиллерией( пушки решили все).
Мехмет ii объявил войску: " Я не
ищу себе безличный иной добычи,
не считая спостроек и стенок
городка... Другое же каждое драгоценность
и пленные пусть будут вашей
добычей ". Проломив полутонными
ядрами стенки, турки сломили
противодействие семитысячной армии
адвокатов городка и подвергли
его разграблению [7, c. 456].
Падение Константинополя
в 1453 г. - явление не элементарно
интернационального, но исторического
смысла. Оно поменяло соответствие
сил в Европе и Средиземноморье
и положило правило широкой
турецко-мусульманской экспансии
в этом регионе. Османский султанат
перевоплотился в могущественную
мусульманскую империю на границах
христианского решетка, контролирующую
важные торгашеские артерии "
из варяг в греки " и из
Европы на Восток. Турецкая боевая
угроза и торгашеская монополия
поставили перед народами Европы
трудные длительные задачки государственно-политической
консолидации и розыска обходных
стезей на Восток, избегая турецкое
посредство. Начинается деградация
итальянских торгашеских городов
и смещение центров экономической
энергичности на Северо-Запад
Европы. Великое Княжество Московское,
и до падения Константинополя
удачно противостоявшее татаро-мусульманскому
окружению и претензиям Ватикана,
делается преемником-хранителем
православных ценностей, " Третьим
Римом ". Падение Константинополя
было концом старенького решетка
и истоком новейшей эры европейской
и вселенской летописи.
2. 2. Причины боевых фурроров
Османской империи.
Столетие опосля падения
Константинополя стало порой
апогея османских покорений по
всем азимутам( 1453-1571 гг.). Черное
море. стало внутренним морем
империи, что отдало основания
Стамбулу выдвинуть тезис о
" девственности " Черноморских
проливов, дающий преимущество прохода
чрез них иноземным кораблям
лишь с его разрешения. С захватом
северо-африканского побережья и
установлением военно-морского преобладания
в Средиземноморье турки стали
грозить Европе не лишь с
сухопутного балканского, но и
с морского направленности ее
южному подбрюшью. Европейско-восточная
торговля была парализована. Стамбул
пробовал перекрыть евроазиатские
торгашеские контакты кругом
Африки: опосля захвата Месопотамии
и установления собственного
контроля над Персидским заливом
турки сделали некоторое количество
безуспешных морских экспедиций
в Индию с целью выжать оттуда
португальцев [11].
Выдающиеся боевые
успехи турок базировались на
сочетании подходящих внутренних
и наружных причин: централизованной
Османской империи, " разбойничьему
государству " и " единой
действительно военной державе
средневековья "( К. Маркс), противостояла
раздробленная Европа, раздираемая
этнорелигиозными и торгово-политическими
противоречиями.
Османская империя
была приемлимо восточным феодальным
государством с очень выраженными
военно-феодальными чертами: они
проявлялись в структуре землевладения
и муниципального управления, нацеленными
на покорение все новейших
территорий. В рамках верховной
гос принадлежности на землю
крупная ее дробь вступала
в фонд тимарной системы, базы
военного могущества империи.
Тимариоты были должны жить
в собственных условно-наследственных
пенах с правом сбора в свою
выгоду обычно сформировавшейся
нормы ренты и выдвигать за
это на войну ополчение сообразно
размеру елена. Мелкие тимариоты,
имевшие годичный заработок до
20 тыщ акче, выставляли от 2 до 6 бойцов
в ополчение, крупиые( зеаметы)
с заработком до 100 тыщ акче - не наименее
15 бойцов( обычный заработок 1-го городского
хозяйства сочинял 100-200 акче, на 1 акче
разрешено было приобрести 7 кг пытки).
10-15 тыщ тимариотов прочно снабжали подбирание
80-130 тысячного войска, фактически не требовавшего
издержек из гос казны( Европа в то время
не имела неизменных армий).
С учетом исполнения
боевых функций мусульманское
народонаселение выплачивало лишь
один большой налог ашар( десятину),
а немусульманское - харадж до
1/ 3 урожая и джизию на неуверенных
как " компенсацию " государству
за неучастие в покорениях, а
еще остальные " чрезвычайные
" поборы( аварис). Кочевые племена
на местности империи еще вносили
собственный вклад в ее военно-политические
стремления средством посылки
1 конника от 5 лиц мужского пола
в армию в качестве военного
налога. Таким образом, основой
кристально военной кожа да
кости империи были ополчение
тимариотов, конница кочевников
и янычарский корпус: тюрко-мусульманское
народонаселение поставляло бойцов,
а неуверенные снабжали их
финансово-экономически. В больших
боевых походах 80-130 тысячное армия
сопровождалось большущим численностью
обслуживающего персонала( так,
в походе на Вену 1529 г. участвовали
40 тыс. верблюдов с погонщиками)
[13].
Абсолютное преобладание
страны над социумом, последняя
ступень централизации управления
и регламентации всех сфер
жизни снабжали на шаге взлета
империи вероятность действенной
сосредоточении людских и материальных
ресурсов на решении военно-политических
заморочек сразу на нескольких
направленностях. Общественно-политическое
приспособление империи феноминальным
образом основывалось, по словам
К. Маркса, " на демократически-деспотических
началах ". Под " демократическим
" истоком следует воспринимать
неимение потомственного дворянства,
явный нрав верховодящей макушки,
комплектуемой на основании собственных
наград и возможностей по принципу
меритократии. В Хvi в. почти все
мыслители в Европе считали
Османское правительство прототипом
общественной верности и народолюбия.
Так, Кампанелла заявлял, что
" лучше турки, чем Папа ".
В России также балдели Турцией - И.
Пересветов грезил: " К нашей бы вере
христианской да истину турскую ".
На деле все было
некоторое количество по другому:
человек на гос службе владел
фактически безграничной властью
на вверенном ему участке управления
и большими преимуществами до
тех пор, покуда дела на этом
участке шли отлично - в случае
же неудач тот же самый-самый
боярин обнаруживал всю ступень
собственной собственной, как
роба( куль) на гос службе, ответственности
за них( боевые поражения водили,
как верховодило, к экзекуции
главкомов, Великих визирей и
устанавливали под вопросец даже
правомочность власти султанов).
Империя, рожденная борьбой и
для борьбы, не прощала поражений
и неудач: единым успокоением
для высокопоставленных неудачников
было воплощение иерархического
распорядка выставления отрубленных
голов( на серебряном или железном
блюде, на стене или под стеной),
единой преимуществом - предоставление
права вознести моления перед
казнью. Период взлета империи
связан с обилием имен сверкающих
политиков и полководцев - их
перечень раскрывают личности
султанов( Баязет Молния, Мехмет
Завоеватель, Сулейман Великолепный
Законодатель, Селим Грозный( Жестокий).
Разумеется, принцип меритократии
отлично срабатывал только в
критериях обычного функционирования
хозяйственного организма и административно-политической
системы.
2.3. Общественный
и государственный строй Османской империи
Особенность Османской империи
- одновременность процессов завоевания
чужих территорий и формирования
административной и сословной структур
османского общества. Основы этих структур,
заложенные еще в доимперский
период, получили свое дальнейшее развитие
и приняли законченные формы
в ХV-ХVI вв [1,c.345].
Огромная многонациональная
поликонфессиональная империя, различные
районы которой вели преимущественно
натуральное хозяйство и были
крайне слабо связаны между собой
экономически, была прежде всего политической
общностью на военно-административной
основе. Не только расширение, но и простое
сохранение этой общности требовало
крайней централизации власти по
вертикали. В соответствии с тюрко-мусульманскими
традициями "падишах - пастух, а подданные
- стадо", обязанное следовать
за своим пастухом. Основная обязанность
султана, "справедливого и милосердного",
заключается в осуществлении
справедливости и правосудия, т. е. в
сохранении и поддержании того общественного
порядка, при котором каждый подданный
знал свое место в рамках определенной
социально группы и выполнял обязанности,
вытекающие из его принадлежности к
данному коллективу. Государство
могло выполнить задачу поддержания
социальных устоев только посредством
концентрации всей власти у трона. Поэтому
все нити управления в Османской
империи шли сверху вниз (административно-политическая,
финансово-налоговая, судебно-мусульманская
и судебно-немусульманская, военная),
замыкаясь в конечном счете на
личности султана. При этом главы
указанных вертикалей политически
уравновешивали друг друга перед
лицом правителя: Великий визирь,
назначаемый лично султаном как
глава светской ветви власти и
Шейх уль-ислам как глава Совета
улемов, подчиненный султану как
халифу всех мусульман. Османская империя
не была теократическим государством
- сКорее наоборот: улемы были интегрированы
в систему государственного управления
и способствовали тем самым усилению
автократического характера светского
режима.
Административно-политическая
властная вертикаль (Великий визирь
- 21 вилайет (бейлербейства) - 250 санджаков
- 1600 уездов (городки с окрестностями)
- 10-15 тысяч зеаметов и тимаров) не
совпадала по структуре и лестнице
иерархии с другими властными
вертикалями и не имела права
вмешиваться в их судебные, фискальные
и военные полномочия - это препятствовало
появлению сепаратистских тенденций.
(Для справки: ведомство Великого
визиря, занимавшееся делами повседневного
управления империей, было расположено
в здании с высокими воротами - отсюда
в переводе с французского русские термины
"Высокая Порта" и "Блистательная
Порта" для обозначения не только турецкого
правительства, но и самого Османского
государства). Автор "Записок янычара"
второй пол. ХV в. отметил еще один фактор,
препятствовавший сепаратизму в Османской
империи: порядок в ней "зиждется на
том, что султан все замки во всех своих
владениях... крепко держит в своей руке,
никакого замка ни одному из своих вельмож
не отдавая... "
Строгое разделение и противопоставление
полномочий властных вертикалей дополнялось
разделением правящего слоя по горизонтали
на "людей пера" (имеют всю
полноту политической власти с запретом
передачи постов по наследству) "людей
меча" со всей полнотой военной власти
(с правом наследников из "пера"
переходить в "мечи"). На всякий случай
"люди меча" были строго иерархированы
с целью разделения военной силы
империи перед политической властью:
известен случай казни церемониймейстера,
который определил на султанском
приеме место ближе к правителю
начальнику артиллерии, а не янычарскому
аге. Улемы, привлеченные к государственному
управлению, осуществляли не только судебные,
но и контрольные функции, выявляя
и пресекая угрозу чрезмерной ведомственной
или местнической самостоятельности
(расправа была быстрой, суд мог проходить
в отсутствие обвиняемого, приговор
приводился в исполнение немедленно,
к Сулейману Великолепному ежедневно
доставляли 40-50 голов казненных за
антигосударственные преступления).
Разделение полномочий по вертикали
и раздробление правящего класса
по горизонтали обеспечивали баланс
сил, необходимый для сохранения
автократической султанской власти
и целостности империи [17].
Если система государственного
управления и руководства правящим
классом была крайне централизованной,
то по отношению к низам (стаду - райя)
османского общества, около половины
которого составляли иноверцы, успешно
применялись методы децентрализованного
управления с учетом профессиональных,
этнорелигиозных и культурных различий
между ними с целью свести до минимума
противоречия между тюрко-мусульманским
господствующим меньшинством и подчиненным
иноверческим населением. Начало этой
политике было положено Мехметом II сразу
после падения Константинополя: о превращении
храма Св. Софии в мечеть знают все, но
не всем известен приказ султана о сохранении
второго по важности православного храма
Св. Апостолов - этим жестом подчеркивалось,
что он унаследовал власть византийского
императора над православным населением,
превратившимся в его подданнных, хотя
и неполноправных. Мехметом II была введена
система миллетов - самоуправлявшихся
религиозных общин греко-православного,
армяно-грегорианского и иудейского населения
с духовными главами, лично ответственными
перед султаном за лояльность миллетов
новой власти. Мехмет II лично вручил православному
Патриарху знаки его сана, в том числе
изготовленный по его приказу крест, и
облек его существенной полнотой власти
для обеспечения религиозно-культурных
запросов его паствы. Приняв статус миллетов,
немусульманские общины тем самым интегрировались
в общественно-политическую структуру
османского общества и стали его частью.
Особенно важную стабилизирующую роль
система миллетов играла в районах, где
турки составляли незначительную часть
населения.