Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2
1. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ_____________________________________________________4
2. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ.______________________________13
3.1. География и особенности развития автомобилестроения______________________________13
3.2. География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3. География и особенности развития судостроения___________________________________ 19
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5. Электротехническая промышленность мира ___________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________30
Введение______________________
1. Структура отрасли машиностроения и её роль в мировом хозяйстве_____________________
2. Факторы размещения предприятий машиностроения___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию___________________
3. Географические особенности развития важнейших подотраслей машиностроения._______________
3.1. География и особенности развития автомобилестроения____________
3.2. География и особенности развития станкостроения________________
3.3. География и особенности развития судостроения__________________
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности________________
3.5. Электротехническая промышленность мира ______________________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
Введение
Машиностроение — система взаимосвязанных отраслей, производящих машины и оборудование, что позволяет обеспечивать техническое перевооружение всего хозяйства, удовлетворять потребительский спрос населения на разнообразные аппараты и приборы бытового назначения, создавать экономический и оборонный потенциал отдельных стран. Особенно важным является вклад машиностроения в ускорение темпов НТР, интенсификацию экономического развития и повышение производительности труда как за счет постоянного технического прогресса в самой отрасли, так и за счет обеспечения всех отраслей хозяйства новейшими орудиями труда. Для машиностроения характерны особенно большая сложность и разветвленность внутриотраслевой структуры, широкий ассортимент продукции, активное участие в территориальном и международном разделении труда.
В промышленности экономически развитых стран на машиностроение, как правило, приходится 25-40% стоимости произведенной промышленной продукции. Недостаточное развитие машиностроения в стране даже с высокими показателями развития других промышленных производств — структурный недостаток. Все многочисленные машиностроительные производства группируют в несколько отраслевых объединений. Основными среди них являются общее машиностроение (промышленное оборудование, станки, сельскохозяйственные машины и т. п.), транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, корабли, подвижной состав железнодорожного транспорта и т. п.), электротехническое и электронное машиностроение (все виды электрооборудования, разнообразная электронная аппаратура и т. п.). Несколько уступает этим отраслям машиностроение по точной механике и оптике. Особым сектором является военное машиностроение. С машиностроением тесно связана металлообрабатывающая промышленность (металлоконструкции, бытовые изделия и т. п.) и разнообразные машиноремонтные предприятия. Современные тенденции машиностроения связаны со значительным увеличением объемов исследований и ростом производства в таких наукоемких отраслях, как радиоэлектроника, приборостроение, производство ЭВМ, офисного оборудования, современных средств связи, роботов, авиакосмических комплексов.
В мировом машиностроении только первая десятка стран способна производить всю номенклатуру машиностроительной продукции. Это США, Япония, Россия, ФРГ, Великобритания и Франция, а также, в какой-то мере, Китай, Канада, Италия и Украина. Их суммарная доля в выпуске продукции составляет около 3/4 мирового показателя, доля машиностроения в структуре промышленности колеблется от 25% (Китай) до 40% (Япония) по количеству занятых и стоимости производства. Машиностроительные фирмы именно этих стран – основные лидеры мирового научно-технического прогресса.
Большая группа промышленно развитых стран Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Швеция, Швейцария, Чехия, Испания, Польша и др.), новых индустриальных стран (особенно Республика Корея, Сингапур, Бразилия, Мексика) и некоторые страны Азии со сформировавшейся структурой хозяйства (например, Индия, Турция) специализируются на выпуске отдельных видов машиностроительной продукции, с которыми они выходят на мировой рынок.
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
Основное назначение машиностроения − производство средств производства и предметов личного потребления. Развитие машиностроения на основе научно-технического прогресса определяет характер воспроизводства материальных благ и в конечном счете устойчивость социально-экономического развития общества.
Продукция машиностроения в высоко развитых странах составляет примерно 35−40 % стоимости всей продукции промышленного производства, в нем занято 25−35 % трудовых ресурсов промышленности. Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами. Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.
К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.
В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии. Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.
По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью евысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
Рисунок 1. География машиностроения мира(с использованием показателя объёма продукции машиностроения по Unido) [9]
Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.
Главным фактором размещения машиностроения по-прежнему остаётся Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и стоимость труда, помноженная на его квалификацию. Научный потенциал играет особую роль в размещении новейших производств, особенно на ранних стадиях развития. По – прежнему высокий научно – технический потенциал сохраняет за США лидерство в мировом машиностроении, хотя и не в такой степени, как ранее. Западная Европа тоже сохраняет свой научно – технический потенциал, но потеряла роль главного генератора научно – технических идей, роль «колыбели» мировой техники. Будущее решиться в пользу тех стран, которые смогут обеспечить в машиностроении качество и квалификацию трудовых ресурсов.
Только несколько высокоразвитых стран в мире располагают практически всеми отраслями машиностроения. Это США, Россия, Германия, однако без широко развитой кооперации между странами и отдельными отраслями и предприятиями современное машиностроение обойтись не может.
Факторы размещения машиностроения:
Наукоемкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.