Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2
1. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ_____________________________________________________4
2. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ.______________________________13
3.1. География и особенности развития автомобилестроения______________________________13
3.2. География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3. География и особенности развития судостроения___________________________________ 19
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5. Электротехническая промышленность мира ___________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________30
В число крупнейших автомобильных корпораций мира входят американские «Дженерал Моторс» и «Форд Мотор», японские «Тойота», «Ниссан», «Хонда», германский «Фольксваген», германо-американская «Даймлер-Крайслер», итальянский «ФИАТ», французские «Рено» и «Пежо-Ситроен».
Именно этим корпорациям, а также южнокорейской «Дэу» принадлежат основные мощности автомобилестроения и автосборки в странах Латинской Америки и Азии. В Бразилии, например, объем продаж контролируют автомобильные ТНК «Фольксваген», «ФИАТ», «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Даймлер-Бенц», «Тойта», а в Аргентине к ним добавляются «Даймлер-Крайслер» и «Рено». Во второй половине 1990-х гг. борьба за передел мирового автомобильного рынка еще более обострилась. Она затронула и страны СНГ, в которых создали свои многочисленные филиалы «Форд Мотор», «Рено», «Дженерал Моторс» и другие зарубежные автомобильные компании.
Научно-технический прогресс в автомобилестроении меняет структуру многих других отраслей машиностроения и приоритеты в сырьевых ресурсах. Все больше используется легирующих материалов, в том числе антикорозийных − цинка и фосфора, растет потребление пластических масс; почти 25 % кузовного металла производится из железного лома, в том числе из переплавки старых автомобилей.
Из рисунка 1 мы можем проследить динамику производства легковых автомобилей 1950 года и 2008 годом. Мы можем увидеть, что производство значительно увеличивается, значит автомобилестроение с каждым годом активно развивается.
Рисунок 2. Динамика производства легковых автомобилей. [9]
Сборка автомобилей максимально приближается к потребителю, здесь же производят запчасти и отдельные детали. В США на каждое сборочное предприятие приходится до 25 специализированных заводов узлов и деталей.
Автомобили – один из главных товаров мировой торговли. Экспортная квота автомобилестроения составляет примерно 40 %. А в первую тройку стран-экспортеров автомобилей входят: Япония, Германия и Франция. Впрочем, в последние годы к ним присоединился и Китай.
Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
Из таблицы 1 мы видим 10 стран лидирующих в производстве автомобилей.
Страна | Выпущено за 2008г., тыс.шт. |
Япония | 11596 |
США | 10781 |
Китай | 8882 |
Германия | 6213 |
Южная Корея | 4086 |
Франция | 3016 |
Бразилия | 2971 |
Испания | 2890 |
Канада | 2578 |
Индия | 2307 |
Станкостроение включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитию которой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или иной страны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными.
Станкостроение включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах.
Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек).
В 2008 г. общее мировое производство станков оценивалось в 65 млрд долл., а их экспорт – в 43 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %), затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят четыре европейских, четыре азиатские страны, США и Канада.
Новейшее станкостроение ориентировано на выпуск робототехники, эластичных поточных линий на основе станков с числовым программным управлением, сенсорных агрегатов и т.п.
В мировом хозяйстве выделяются следующие страны с развитым станкостроением: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Россия.
Для ряда стран, особенно Швейцарии, Германии, Швеции, Великобритании и США, характерна специализация на выпуске особо сложных, дорогостоящих видов станочного оборудования, обеспечивающих высокопроизводительную прецизионную технологию обработки металлов.
Особенно больших успехов в области производства высокоточных станков и робототехники добилась Япония (50−60 % мирового производства промышленных роботов). США специализируется также на выпуске систем автоматизированного проектирования (80 % мирового производства).
Более простое оборудование выпускают Италия, Испания, страны СНГ, Китай, страны Центральной и Восточной Европы.
На группу развивающихся стран приходится всего 6 % выпуска станочного оборудования (по стоимости), включая производство станков в Республике Корея и Бразилии.
В США основными центрами станкостроения являются Бостон, Детройт, Хартфорд, Чикаго, Милуоки, Цинтиннати. В Германии − Рур, Штутгарт, Иангейм. В России − Москва, С-Петербург, Нижний Новгород, Тула, Краснодар.
Производство промышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растет гораздо более высокими темпами (10–15 % в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, а внеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.
Судостроение — отрасль промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений. Является старейшей отраслью транспортного машиностроения. Особенно высока роль морского транспорта в мировых грузоперевозках. Создаются специализированные грузовые суда( танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда – сухогрузы, суда – контейнеровозы, суда – рефрижераторы), спускаются на воду туристические(круизные) пассажирские лайнеры и др. Большое значение для мирового хозяйства имеют рыбоконсервные плавучие базы, научно – исследовательские суда, морские буровые платформы и т.д.
Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка.
Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.
Странами – лидерами по производству судов являются: Япония (40% мирового тоннажа судов), Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) и Германия.
В прошлом судостроение было очень развито в Великобритании. Но затем лидирующие позиции заняла Япония (около 50% мирового тоннажа). С этого следует ,что главным регионом мира, производящим ныне суда является Азия(около 80%). На все Европейские страны приходиться 25% и на Китай – 27.7%.В 2008 году мировые заказы на суда у Японии и Республики Корея достигли 43%.В мировом судостроении растёт значение развивающихся стран.
Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.
Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.
Выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.
Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. Авиаракетно-космическая промышленность - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды её продукции.
Все производства Авиаракетно-космической промышленности — наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка.