Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2
1. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ_____________________________________________________4
2. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ.______________________________13
3.1. География и особенности развития автомобилестроения______________________________13
3.2. География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3. География и особенности развития судостроения___________________________________ 19
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5. Электротехническая промышленность мира ___________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________30
Из таблицы 3 производство радиоприёмников.
Страна | Количество (млн.шт) |
Китай | 50 |
Малайзия | 35 |
Сингапур | 20 |
Рисунок 3. Страны-лидеры по производству основных видов продукции машиностроения. [Сост.авт.по 5]
Заключение
Машиностроение позволяет обеспечить техническое перевооружение всего хозяйства, удовлетворять потребительский спрос населения на разнообразные аппараты и приборы бытового назначения, создавать экономический и оборонный потенциал отдельных стран. Cовременные тенденции машиностроения связаны с увеличением объёмов исследований и ростом производства в наукоёмких отраслях таких как радиоэлектроника, приборостроение, роботов, авиакосмических комплексов.
Размещение машиностроения в целом определяется социально – экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а так же потребителей готовой продукции. Главным фактором размещения машиностроения по – прежнему остаётся научно- исследовательские и опытно – конструкторские работы и стоимость труда, помноженная на его квалификацию. В эпоху новой технической революции мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоёмким.
Бурное развитие машиностроения было связано, прежде всего, с быстрым ростом станкостроения – основное производство машин машинами.
На основе изложенного в главах материала можно сделать следующие выводы:
Машиностроение является ведущей промышленности мира её. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.
Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам . Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобильная промышленность и самолётостроение.
Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.
Машиностроительный комплекс играет исключительно важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. Анализ состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса показывает, что его судьба, а значит и индустриальное будущее стран, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно – спросовые ограничения. Для этого необходимо, прежде всего, продуманная система структурно – инвестиционного государственного регулирования, которое сделает машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
Список использованных источников
1.Березин И.Э., Калинина В.П. – Экономика машиностроительной промышленности – М.: Высшая школа. 1988.
2.Борисов В., Тараканов Г. – Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист – 1992 –8. Стр. 31 – 40.
3.Борисов В., Тараканов Г. – Приоритеты машиностроительного комплекса // Экономист – 1994 – 6. Стр. 24 – 31.
4.Евросоюз в торговле машинами и оборудованием//МЭ и МО № 6,2008
5.География мирового хозяйства: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 2 и 3: 6.Макрогеографический анализ отраслей мирового хозяйства / А. В. Томашевич. – Мн.: БГУ. 2002. – 133 с.
7.География мирового развития. Выпуск 1:Сборник научных трудов /Под ред. Л. М. Синцерова. – М.: Институт географии РАН, 2009. – 606 с.
8.Горнин А. География обрабатывающей промышленности мира // География, № 1, 2008 г. – 452 с
9.Громов А. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // МЭ и МО 2005г №7-570 с.
10.Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 400 с.
11.Максаковский В. П. Географическая картина мира – В 2 кн. Кн 1. Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2003 – 496 с.
12.Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 году (обзор) // Экономист, 1996 – 1, стр.10 - 22.
13.Родионова И.А., Бунакова Т.М.Экономическая география – М., 2003//-723 с.
14.Родионова И. А. Макрогеография промышленности мира. – М.: Московский лицей, 2000 – 240 с.
15.Социально-экономическая география мира / Под ред. В. В. Вольского – 2-ое изд. исправ. – М.: Дрофа, 2003 – 560 с.
16.Алисов Н.В., Власова И.Б. География мировой авиаракетно – космической промышленности// сб.География иновационной сферы мирового хазяйства, М.,2000 г – 205 с.
17.Поляков В. Обеспеченность мировой экономики энергоносителями в 21 веке // Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2005.
18.Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник/ Алисов Н. В., Хорев Б. С. – М.: Гардарики. 2001. – 704 с.
19.Федорченко А.В. Территориальный аспект технологических и организационных иноваций в мировой автомобильной промышленности /сб. География иновационной сферы мирового хазяйства – М., 2000 – 205 с.
20.Леванова Н.А. География мирового компьютерного производства/сб. География иновационной сферы мирового хазяйства – М., 2000 – 205 с.
1