Машиностроение мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2
1. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ_____________________________________________________4
2. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ.______________________________13
3.1. География и особенности развития автомобилестроения______________________________13
3.2. География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3. География и особенности развития судостроения___________________________________ 19
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5. Электротехническая промышленность мира ___________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

    Высокая наукоёмкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

    Для размещения крупных предприятий авиаракетно-космической промышленности внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

    Особенностью авиационного транспорта являются высокие требования к надёжности и безопасности обслуживания. Это вызывает необходимость проведения большого объема наземных и летных испытаний для получения сертификата на новое воздушное судно. Выполнение таких работ требует длительных сроков: от 5 - 7 для самолёта, пилотажно-навигационного комплекса и агрегатов до 10 - 12 лет - для двигателя. Такие сроки разработки требуют больших и долгосрочных капиталовложений.

    Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства).

    В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США. Анализ данных по авиаракетно-космической промышленности показывает, что разные страны, даже промышленно развитые, значительно отличаются и по объему производства авиационной и ракетно-космической техники, и по количеству фирм, принимающих участие в этом производстве. По числу крупнейших фирм в отрасли и объемам их продаж с большим отрывом лидируют США. США контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации.

    К отличительным чертам авиаракетно-космической промышленности относится и ее высокая капиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается в теснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностью или частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас», «Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США, «Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.

    Все это предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развития авиаракетно-космической промышленности. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной» продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетов в год. Ко вторым – концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченном числе самых развитых стран.

    Самолеты и вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

3.5.           Электротехническая промышленность мира

    Электронную промышленность часто называют детищем НТР, и это действительно так. Сначала она зародилась в недрах электротехники (радиотехники), но затем фактически отделилась от нее, превратившись в самостоятельную отрасль. Как типичная новейшая отрасль электроника развивается ускоренными темпами и в результате по стоимости продукции, которая еще в 2005 г. превысила 2 трлн, а в 2008 г. 2,9 трлн долл., уже намного опередила и нефтяную, и автомобильную, и даже химическую промышленность, выйдя на первое место. При этом электроника держит первенство не только по количественным, но и по качественным показателям, являясь, пожалуй, самой наукоемкой и инновационной отраслью современного производства, которая во многом определяет главные направления мирового научно-технического развития. Она же вызвала к жизни новые формы организации производства, его территориальной структуры, международного географического разделения труда, монополизации. Подобная ее роль объясняется тем, что именно с электронной промышленностью в первую очередь связаны электронизация, комплексная автоматизация, информатизация нашей жизни, означающие глубокий революционный переворот как в производственной, так и в непроизводственной сфере деятельности людей.

    География электронной промышленности – новейшей отрасли мировой индустрии – складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли: технические и экономические особенности электронных производств; новые принципы организации отрасли на всех уровнях – от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами; возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров; сложившиеся специфические внешнеторговые связи между

всеми продуцентами электронной продукции.

    Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сфе­ры человеческой деятельности, где бы продукция электронной промышленности не нашла применения. Это закономерность процесса развития мировой науки, техники и технологии, чьи революционные открытия преобразили всю производственную и непроизводственную деятельность, изменили уклад жизни людей в течение короткого исторического срока. Поэтому вторжение электроники в нашу жизнь вполне сопоставимо по своему значению с овладением и использованием человеком огня, пара, электричества, энергии атома.

    Структуру современной электронной промышленности определяет выпуск двух больших групп изделий: компонентов, т.е. комплектующих деталей, широко используемых во всех видах электрон­ной аппаратуры и оборудования; конечной, завершающей продукции отрасли, идущей за ее пределы самым разнообразным потребителям. Каждая из групп включает как очень сложную дорогостоящую продукцию, так и сравнительно простую и дешевую, и это оказало сильное влияние на ее размещение в мире и отдельных странах.

    На структуру продукции электронной промышленности сильное влияние оказывает научно-технический прогресс и растущий спрос на ее товары со стороны национальных и мирового рынков.

    Электронная промышленность – одна из немногих отраслей хозяйства, которая со времени своего зарождения фактически не испытывала сколько-нибудь серьезных кризисных явлений. Темпы ее развития в передовых странах мира обычно в 5—10 раз превышают средние темпы роста ВВП. Капиталовложения в электронику по рентабельности в три-четыре раза превосходят аналогичные показатели других отраслей промышленности.

    В отраслевой структуре электроники принято выделять основные группы производств: производство электронных средств обработки информации; производство средств связи; производство бытовой аппаратуры;  производство электронных компонентов.

Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай.

    Электронная промышленность – самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции потребовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа знаменитой Силиконовой долины в США). В них практически нет территориального (а значит, и временного) разрыва между научными исследованиями и производством. Тем самым достигнута высокая экономическая эффективность всего цикла – от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли. За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран.

    В машиностроении отдельных стран электронная промышленность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду новых индустриальных стран Азии (Сингапур, Республика Корея), где она стала отраслью государственной специализации. В некоторых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма высока: по ряду оценок, в США она достигала 46, а в Японии – 40%.

    Научно-техническая революция оказала сильное воздействие на географию электронной промышленности. В процессе ее развития идет обновление или полное изменение техники и технологии производства изделий. В разных странах мира внедрение достижений электроники шло неодинаково. В небольшой группе промышленно развитых государств, странах Западной Европы, США, Японии сложились мощные электронные фирмы. Среди этих фирм идет острая борьба за рынки сбыта электронных товаров, как с отечественными, так и зарубежными конкурентами, которая хорошо прослеживается в географии производства разных видов продукции отрасли – электронных бытовых изделий, средств связи, компонентов, компьютеров и программного обеспечения.

    Электронные средства обработки информации – так часто обозначают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят средства технического обеспечения (сами компьютеры, оборудование для сбора, хранения, передачи информации и т.д.); технологические услуги (обслуживание технических средств; пакеты программ – так называемое программное обеспечение, консультации, экспертизы по их использованию и т.д.). Эти средства и услуги взаимоувязаны и образуют целостное подразделение электронной промышленности мира.Тут превосходство США еще заметнее, в особенности благодаря деятельности нескольких очень крупных американских фирм, таких как «Майкрософт». Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компьютеров самая высокая во всей электронной промышленности концентрация капиталов, научного потенциала и производственных фондов.

    Производство техники связи (телекоммуникаций) растет по мере того как расширяется употребление телефонной и телексной связи, видеосвязи, электронной почты, использование спутниковой, волоконно-оптической связи и т. д. Достаточно сказать, что количество телефонных аппаратов в мире в 2008 г. достигло почти 2 млрд.

Производство бытовой электронной аппаратуры обеспечивает выпуск самых массовых и широко доступных видов продукции данной отрасли. Своими корнями оно уходит в радиотехнику и началось еще задолго до наступления эпохи НТР.

    Производство электронных компонентов (транзисторов, полупроводников) растет еще более быстрыми темпами, чем производство самой разнообразной электронной аппаратуры. Эти темпы, обусловленные соответствующими капиталовложениями, предопределили переход от микросхем сначала к большим, а затем и к сверхбольшим интегральным схемам, который был осуществлен при помощи уменьшения размеров составляющих их элементов. До начала 1980-х гг. главными поставщиками микросхем были фирмы США. Они намного опережали японские фирмы и европейский «Филипс». Но потом первенство перешло к японским фирмам («НЭК», «Тошиба», «Хитачи»), хотя по выпуску микрокомпьютеров мировым монополистом остается американская «Интел».

Участие электронной промышленности в мировой торговле также в целом очень велико, но по размерам экспортной квоты четыре ее главных региона различаются довольно сильно. Наиболее высока эта квота в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, где в отдельных странах она доходит до 80–90 %. В Японии экспортная квота в зависимости от вида продукции колеблется в пределах от 35 до 50 %. В Западной Европе – с учетом внутрирегиональной торговли – она составляет примерно 40 %. А в США экспортная квота намного меньше, она едва превышает 1/10.

   Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай.

  Из таблицы 2 мы можем видеть страны-лидеры по производству телевизоров.

Страна

Количество (млн.шт.)

Китай

25

Япония

17

Южная Корея

15

Информация о работе Машиностроение мира